Роль семьи в обществе

familyНа протяжении всей истории колониального и постколониального периодов — в Колумбии сохранялись и сохраняются семейные традиции и моральные ценности, привнесённые в эту страну испанцами и католической церковью ещё в XV веке.

Если у аборигенов большинства племен, населявших страну до прихода европейцев, главой семьи являлась женщина, то по европейским традициям в семье главенствовал мужчина.

В течение долгого времени из-за разобщенности возникших поселений традиции по всей стране менялись весьма неоднородно. Данная тенденция сохраняется в отдаленных районах и по сей день. Это относится в первую очередь к положению женщины в сельской семье, имеющей зачастую подчиненный статус.

Роль патриархата так же варьируется в обществе согласно социальной лестницы. В бедных классах патриархат авторитарный, не терпящий возражения; в средних классах протекционистский, оберегающий своих детей и жену от «дурного» внешнего влияния; в высших классах воспитывающий и обеспечивающий благополучие. Самое сильное его влияние ощущается в бедных слоях населения, где основным добытчиком средств существования является мужчина, хотя, в этих семьях женщина обязана работать наравне с мужчиной, чтобы обеспечить семью пропитанием. В средних классах женщине чаще отводится роль домохозяйки, хранительницы очага и благоприятной атмосферы в семье. В высших классах женщина отвечает за «внешние связи» с родственниками и друзьями, равными по социальной лестнице.

В тех слоях общества, где женщина имеет подчиненный статус, несмотря на запреты церкви, нередки случаи существования «параллельной семьи», или постоянной любовницы (querida). Уже многие годы различными организациями ведутся кампании по искоренению этих явлений. Тем не менее, они живы преимущественно в сельских регионах, и особенно тогда, когда мужчина в экономическом плане может себе это «позволить».

В обществе в целом обязательства каждого члена семьи перед своими родственниками, прямыми или дальними, имеют очень большое значение. Во многих семьях мероприятия, от совместного участия в которых нельзя отказаться — являются совместные посещения церкви, ужины и воскресные обеды, совместная уборка жилища, не говоря уже о таких важных семейных событиях, как женитьба, крещение, дни рождения, похороны, Рождество, Пасха и пр.

В отличие от традиций большинства российских семей в Колумбии более развито уважение и почитание старших членов семьи молодёжью и детьми. Даже уже совсем взрослые и самостоятельные люди прислушиваются к советам и указаниям старших и часто принимают эти указания за руководство к действию.

Молодые люди, особенно в семьях с невысоким недостатком часто вынуждены рано устраиваться на работу. Они приобретают бОльшую самостоятельность и независимость от родителей, нежели девушки. Дочери же, как правило, остаются в доме на попечении родителей до замужества, даже если они ведут самостоятельный образ жизни, учатся в вузах или работают.

Интересны колумбийские обряды бракосочетания. В стране, как и во многих государствах мира, существует два вида бракосочетания – гражданская регистрация (обязательная) и венчание в церкви. И если молодому человеку достаточно объявить родителям о своём решении жениться, то у родителей невесты он должен получить согласие и благословение этого решения.

Поскольку общество в целом глубоко подчиняется законам католической церкви, то почитаются и традиции кумовства. При крещении, или совершения обряда бракосочетания кум и кума переходят в качество близких родственников, о чём, как правило, помнится в течение всей жизни. В сельской местности понятие compadrazgo (родственные связи кумов), является важной составляющей жизни общества. Compadre и comadre (кум, кума) выбираются по социальному статусу, по профессиональным признакам и, что очень интересно, по политическим критериям. Этому выбору придаётся большое значение, т.к. обязанности compadrazgo помогать друг другу в подъёме по социальной лестнице. Так нередки случаи, когда целые семейные кланы трудятся поколениями в одной отрасли или семейном бизнесе.

Католическая церковь благотворно повлияла на семейные традиции с точки зрения сохранения целостности семей. Церковь всегда выступала против разводов. Только с популяризацией и введением обязательной государственной регистрацией брака в 70-х гг. прошлого века, постепенно начали расти случаи разводов, и как следствие — возросшее количество одиноких матерей.

Заслугой колумбийских семейных традиций является тот факт, что в стране, по сравнению с «развитыми» обществами мира, имеется значительно меньшее количество брошенных детей и стариков.

Хотя, в очень крупных городах нередки случаи, когда встречаются целые банды gamines (уличные дети). Общество и церковь активно борются с этим явлением.

Создаются государственные и церковные приюты, где бездомные дети и сироты могут получить кров, пропитание, медицинскую помощь и образование.

С увеличением урбанистической части общества (сегодня горожане составляют 72%), многие патриархальные семейные традиции постепенно размываются, о чём искренне сокрушается консервативная часть общества.

 

Автор: www.colombia.Su  (при перепечатке ссылка обязательна)   ©
 

 

1+