Военные ведомства

  • Общегражданский призывной возраст (муж.): 18 лет
  •  Срок службы призывника в армии: 2 года
  •  Военный человеческий потенциал (муж. от 18 до 49 лет): 10.500.000 чел. (1997 г.)
  •  Контингент соответствующий призывным нормам (муж.): 6.900.000 чел (1997 г.)
  •  Контингент достигший призывной возраст ежегодно (муж.): 350.000 чел. (1997 г.)
  •  Размер военного бюджета: 2.4 миллиарда Долл. США (1997 г.)
  •  По отношению к ВВП: 2,8% (1997 г.)
  •  Численность Национальной армии, ВМф и ВВС, общая: 150.000 чел. (1997 г.)

Исторический обзор

Началом колумбийских вооруженных сил можно считать организованные милицейские отряды, созданные независимым правительством Объединенных Провинций Новой Гранады.

Новая Гранада – республика, провозглашенная в 1811 году, в состав которой входили территории современной Колумбии, Венесуэлы, Эквадора и Панамы.

Данные отряды состояли из добровольцев и были разбиты на пехоту и кавалерию. Командовали отрядами ветераны недавней войны с Испанией. Принятая в том же 1811 году первая конституция возложила ответственность за формирование и финансирование армии на конгресс. Испанская структура армии, а так же ее традиции были перенесены в новую армию. Дополнительно была введена обязательная специализированная подготовка. Военные вынашивали планы создания своей военной академии, которая могла бы систематизировать армейский учебный процесс.

В XIX веке, в отличие от армий других латиноамериканских стран, колумбийская армия не сыграла большую роль в формировании государства. После того, как Новая Гранада получила независимость от Испании, два важных фактора повлияли на принятие мер по предотвращению возможного влияния армии на политическую жизнь страны. Во-первых, это были сами лидеры, придерживающиеся антимилитаристических принципов в управлении, а, во-вторых — окончательное формирование к середине XIX века двух сильных политических партий, сумевших эффективно ограничить армию от политики.

Несмотря на то, что многие лидеры в обеих партиях носили звание генералов — их принадлежность к партии доминировала прежде всего. В ответ на народные настроения того времени государственные деятели редко выражали какой-то интерес к развитию сильной армии. Скорее наоборот – они не торопились способствовать этому. Вследствие частого силового решения политических противоречий, которые изобиловали в XIX веке, армия постоянно находилась в состоянии организационного кризиса. Даже был момент, когда в 1860 году расформированную ненадолго армию заменила народная милиция.

В 1880 году правительство приняло первый пакет законов, регулирующих функционирование армии и определяющих её обязанности, которые заключались в поддержке и сохранении порядка как внутри страны, так и за ее пределами.

Конституция 1886 г. приняла закон о всеобщей воинской обязанности, но окончательно все положения об армии были сформированы лишь к началу следующего века.

В дальнейшем все принятые меры были ослаблены самым серьезным внутренним конфликтом в истории Колумбии – переворотом «Война тысячи дней», устроенным либеральной партией в 1899 году.

Военные в истории Колумбии

В Колумбии военные принимали прямое участие в управление страной только трижды — в 1830, 1854 и в 1953 гг., и только один раз — с 1953 по 1957 год – срок был более чем годовой.

В начале ХХ века на южно-американском континенте оставались только две страны с гражданским правительством — Колумбия и Венесуэла. Армия чаще выступала в качестве опоры для политических и экономических элит. Хотя в конституции не говорилось о том, что министр обороны должен быть из числа военных, тем не менее, именно они (военные) удерживали этот портфель с начала периода действия договорённостей «Национального Фронта» (1957 г.). Министр обороны не обязан подавать в отставку при переорганизации кабинета министров, если только по личному указанию президента. Но в любом случае, конституционные и законодательные статьи ограничивают участие армии в политической жизни страны.

Традиционное отсутствие офицеров высших чинов в элите общества объясняет её склонность к формированию гражданских властей.

Элитные классы относятся индифферентно к воинской службе, поэтому офицеры, в большинстве своём, являются выходцами из среднего класса общества. Начиная с 1960 гг. армия стремится к тому, чтобы повысить престиж воинской службы, привить уважение общества к людям в погонах, увеличить компетентность и профессионализм армейских служащих.

Президенты страны в разное время принимали ряд дисциплинарных мер наказания в отношении тех высокопоставленных военнослужащих, которые нарушали конституционные и законодательные нормы невмешательства в политические дела.

Не единожды – в 1965, 1969 и 1984 гг. президенты снимали с должностей военачальников, которые пытались бросить вызов гражданским властям. Так в 1965 г. президент сместил министра обороны за его критику правительства и публичные высказывания о приверженности к структурным изменениям с большим автономным участием военных в социально-экономическом развитии страны. В 1969 году был снят с должности командующий армией Колумбии за его статью в военном журнале.

Статья критиковала бюджет и гражданское вмешательство в военное финансирование. В 1984 году президент снял с должности командующего армией за пререкания с официальной комиссией по урегулированию отношений с повстанцами.

Роль военных в политике

За весь ХХ век в Колумбии был только единичный случай силового захвата власти военными.

Ещё несколько попыток устроить военный переворот оказались безуспешными. Планы некоторых групп военных по захвату власти так и остались нереализованными. Поэтому в данном случае можно говорить о высоком уровне законопослушания лиц, относящих себя к армии.

Свое участие в политической жизни военные начали активизировать в период действия соглашений Национального Фронта. Это участие выражалось в поддержке действующих гражданских властей в задачах по сохранению внутреннего порядка и национальной безопасности.

Когда в стране стали появляться повстанческие группы, военные занялись их ликвидацией. Они часто заменяли гражданскую власть в сельских регионах, где происходили вооруженные столкновения, что нередко приводило к возникновению обвинений в их адрес о превышении полномочий. Когда эти конфронтации принимали особенно жестокий характер — правительство вынуждено было объявлять в стране чрезвычайное положение.

Военные же, пользуясь случаем, добивались большей автономности.

В 1980-х гг. помимо выполнения внутренних задач по обеспечению порядка в стране военным приходилось заниматься и обеспечением безопасности за ее границами. Так в возникшем (из-за оживления нефтяных амбиций) споре с Венесуэлой о пограничной линии в акватории моря участие военных не позволило этому конфликту перерасти в вооружённое столкновение.

Под влиянием президента, правящего в то время, настрой армии был явно антикоммунистический. Свою позицию военные демонстрировали жестоким обращением с повстанческими организациями промарксистского и левого толка. Факты такого обращения отражались в декларациях международных правозащитных организаций по обвинению военных в исчезновении или пытках левых политических деятелей.

Национальная армия

К концу XX века национальная армия насчитывала около 120.000 действующих солдат, из которых примерно 50.000 были призывными. Национальная армия составляла около 80% от общего числа военных сил в стране. Примерно 500 человек несли службу в организациях при ООН в качестве военных наблюдателей и миротворцев.

Количество резервистов уже прошедших военную службу насчитывало около 130.000 человек. В девяностые годы минувшего столетия состав армии был сведён до четырех дивизий, а пехотные войска до двенадцати бригад.

Страна в военном смысле разделена на десять военных округов.

Каждая из четырех дивизии имеет в своём ведении по два или три военных округа, состоящих из трёх бригад. В каждой бригаде должно быть, как минимум, по два пехотных батальона и одному батальону призывников. Но в большинстве своём они состоят из трёх пехотных батальонов, одного механизированного батальона и одного батальона артиллерии, а также — инженерных войск и призывного персонала. В сумме по всем дивизиям насчитывают: тридцать пехотных батальонов, шесть механизированных , шесть инженерных батальонов, двенадцать призывных и три батальона военных полицейских.

В Боготе расквартирована тринадцатая бригада под названием «Бригада Военных Учебных Заведений» (Brigada de Institutos Militares — BIM). Она имеет статус элитного боевого формирования быстрого реагирования и состоит из батальона парашютных десантников, пехоты, кавалерии, артиллерии, инженеров, службы поддержки при военных действиях, учебных батальонов, а так же противо — повстанческого батальона Лансерос. Батальон Лансерос получает специальную подготовку. Кроме того, в Боготе базируются еще пять специальных батальонов прямого подчинения Главкому страны: президентский батальон, батальон Летисия — смешанный батальон для труднодоступных регионов, противовоздушный артиллерийский батальон — Нуева Гранада, 11-й батальон военной полиции и батальон Сан Хорхе — механизированная кавалерия.

Большая часть вооружения в армии — оружие производства США — танки М-3А1 Stuart, броневики М-8, М-113 и М-3А2, а так же бразильские броневики ЕЕ-9 Cascavel, EE-11 Urutu и EE-3 Jararaca и противотанковое оружие TOW.

Артиллерийское вооружение состоит в основном из гаубиц М-101- 105 мм производства США, мортиры М-1 (81-мм) и М-2 (107 мм и 120 мм). Противовоздушная оборона: установки М-1А1 (37 мм и 40 мм).

В начале 90-х годов прошлого столетия на вооружении пехоты стояла в основном германская автоматическая винтовка G3.

Тяжелое стрелковое оружие представлено Madsen моделей М46, М50 и М53, а так же Walter MP-K и MAC-10.
Колумбийские военные заводы, входящие в состав вооруженных сил Колумбии, производят большую часть армейской амуниции.

Военно-морской флот

К концу XX в. численность войск ВМФ, составляла примерно 15 000 человек — 10% от общего числа вооруженных войск Колумбии. Генеральный Штаб ВМФ базируется в г. Богота. Командующий военно-морским флотом имеет трёх заместителей: командующего морскими операциями, Высший Морской Совет и начальника военно-морским составом. Флот состоит из четырёх флотилий: Карибская флотилия – со штабом в Картахене, Тихоокеанская — штаб в г. Буенавентура, Западная речная флотилия — штаб в г. Пуэрто-Легизамо на реке Путумайо, и Восточная речная – со штабом в г. Орокуе на реке Мета. Основной морской контингент базируется в г. Картахена.

За каждой флотилией закреплён соответствующий состав пехотинцев, кораблей и авиации согласно решающим задачам.

Вооружение ВМФ включает в себя производимые в США: бронетранспортеры EE-9 и EE-11 Urutu, вертолеты ВО-105, самолеты Piper Cherokee, а так же западногерманские и итальянские субмарины, фрегаты, корветы, патрульные корабли большого смешения, быстроходные морские судна, судна речного патрулирования.

В состав так же входят транспортные, спасательные и исследовательские судна, плавучий док, тренировочные судна и буксиры.

Германские патрульные субмарины Класса 1200 дизель-электрические, вооружены торпедами. Итальянские субмарины типа SX-506. Фрегаты типа FS-1500, вооружены ракетами земля-земля Exocet ММ-40 и Seasparrow (Albatross), торпедами Mk 32 A/S, 76мм оружием, 40мм пушками Breda, и 30мм пушками Oerlikon. Так же на фрегатах базируются вертолеты ВО-105.

Патрульные судна большого смешения типа Cherokee. Корветы вооружены ракетами Exocet. Судна быстрого реагирования типа Asheville — всё производства США.

Суда речного и морского патрулирования класса Arauca — колумбийского производства. Спасательно-исследовательские судна ведут работы в области геофизики, гидрографии, океанологии.

Военно-воздушные силы

Военно-Воздушные Силы Колумбии (Fuerza Aerea Colombiana—FAC) в начале 90-х насчитывали 15 000 человек. ВВС состоят из истребительных, тактических, транспортных и тренировочных частей.

Основные базы расположены в г. Паланкеро в департаменте Кундинамарка, в г. Барранкилья, в г. Кали, в г. Апиай и в г. Богота. На этих базах размешаются части, состоящие из самолетов и вертолетов, вооруженных различными видами ракет в зависимости от задач, выполняемых в данном регионе.

Лётный корпус Колумбии состоит из французских самолетов Mirage-5, американских АТ-33 и А-37 Cessna, а так же C-130s, a C-54, C-47s, HS-748s, F-28s, DHC-2s, IAI-201s, RT-33 и PC-6s, вертолетов моделей 500M OH-6A Cayuse, Hughes 500-MG и Hughes 500C. Вертолеты вооружены ракетами типов Bell UH-1B/Hs, и Bell 205 A-1s. Тренировочная техника состоит из самолетов Cessna T-41D и T-34A/B, и вертолетов Bell 47s, Hughes 300Cs, и Hughes 500Cs.

Так же в прибрежных районах и на островах Карибского моря и Тихого океана, используются для патрулирования самолеты A-37s.

Несмотря на то, что вооружение военно-воздушных сил страны американского производства, колумбийская военная промышленность производит большинство малых летательных аппаратов, которые, в основном, используются в регионах со сложным рельефом.

За последние годы так же было приобретено некоторое количество израильских истребителей C-7 Kfir.

Командный состав

Согласно конституции, верховным военным командующим является президент страны. Он так же возглавляет полицейские и правоохранительные силы. Президент назначает министра обороны из числа высших военных командующих.

Глава министерства национальной обороны, в отличие от всех остальных министров кабинета, не может представлять какую либо политическую партию страны — вооружённые силы Колумбии должны оставаться нейтральными.

Совет по национальной безопасности — координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны Колумбии. Так же в его обязанности входит отслеживание целесообразного использования части госбюджета, выделенного на оборонные цели.

Бюджет вооруженных сил

Активизация деятельности повстанческих организаций и нарко-воруженных группировок заставила правительство увеличить объем средств национального бюджета, выделяемого на статью военных расходов. В 90-х годах ежегодный бюджет ВС составлял около 350 млн. долл. США, что было почти в два раза больше той суммы, которая выделялась на аналогичные расходы 10 лет назад.

Тогда эта сумма равнялась 15 % от бюджета на государственные нужды и в ранге национальных приоритетов находилась на втором месте после затрат, выделяемых на образование. Следует отметить, что только в 1960-х бюджет ВС достигал такой высоты. По отношению к общему объему национальному бюджету — эта сумма колебалась в пределах 7-10%, иногда достигала и 20%. Военный бюджет в этот период составлял только 1% от валового внутреннего продукта (ВВП).

С течением времени запросы военного командования об увеличении бюджета ВС возрастали, но правительству удавалось принимать некоторые меры для того, чтобы, не отрывая средств от других приоритетных областей, закупать вооружение.

Одной из таких мер было значительное снижение таможенных тарифов и налогов на импорт вооружения.

Иностранное участие

В начале ХХ века в страну посетили чилийские военные консультанты для оказания помощи в создании высших военных учебных заведений. Это событие послужило началом иностранного участия в развитии ВС Колумбии.

Европейцы тоже внесли свою лепту. В 20-е годы прошлого столетия французская делегация обеспечила консультационную и техническую тренировку кадров для создания ВВС Колумбии. С 1924 по 1933 год в Колумбии проработала швейцарская тренировочная миссия, нанятая правительством. С 1929 по 1934 германская группа специалистов помогала развивать ВМФ республики.

Британская миссия проводила в Колумбии тренировочную программу с 1936 г. по 1938 г. После нее прибыла первая американская военная делегация военспецов для поддержки ВМФ.

После окончания II-й мировой войны США утвердились как основные иностранные консультанты ВС Колумбии. Начиная с 1960-х основная тренировочная программа для офицерского состава проходит в военных Академиях США. Через эту программу прошла не одна тысяча колумбийских военных специалистов.

Тренировочные программы включают в себя как чисто военные предметы, так и курсы лекций по международному праву и безопасности.Многие часы лекций и практических занятий посвящены подготовке военнослужащих к борьбе с повстанческими организациями и нарко-вооруженными группировками.

Ежегодно Колумбия принимает участие вместе с другими странами региона в учениях на Южно-американском побережье.

Большое количество иностранного вооружения — из Франции, Германии, Италии, Израиля, Бразилии и Аргентины — служит поводом для сотрудничества Колумбии с этими государствами в области военного консультирования.

 

Автор: www.colombia.Su  (при перепечатке ссылка обязательна)   ©

 

Видео: Топ-5 моделей оружия колумбийского производства

1+