Общие сведенияДоколумбовая историяЗавоевание и колонизацияНезависимостьНовая республикаСовременная историяКоренные жителиЭль-дорадоНациональные символы . . . . .
Общие сведенияПриродные регионыР-н Карибского моряАндийский регионР-н Тихого океанаОринокия или восточный регионРегион АмазонияДепартаменты и их столицы. . .
Общие сведенияКолониальный периодПромышленностьПолезные ископаемыеСельское хозяйство и животноводствоСфера услугБанковское делоТуризм. . .
Общие сведенияНаселение и урбанизацияСоциальные классыОбщественные организацииНац. особенностиРасы и этнические группыИностранная иммиграцияЗдравоохранениеЦерковь. . .
Общие сведенияАрхеологияМузыка, фольклорЛитератураЖивописьСкульптураАрхитектураОбразованиеНаукаТВ и радиоТеатр и киноСпортСМИНаци. кухня. . .
Русские о КолумбииНовостиВидеоновостиОбои для экранаСсылкиОбмен баннерами. . .
subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

Всё о Колумбии → Культура и её проявления → Литература

Литература

История развития литературы

Литература Колумбии развивается на испанском языке. Культура индейских племён была уничтожена испанскими колонизаторами в 16 в. До конца 18 в. развивалась преимущественно поэзия, ориентировавшаяся на испанские образцы.

В годы национально-освободительной борьбы, во время войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—26 и после её окончания достигла расцвета литература революционно-патриотического классицизма, представленная публицистикой А. Нариньо (1765—1823), Ф. А. Сеа (1766—1822), К. Торреса (1766—1816), творчеством поэтов и драматургов Х. Фернандеса Мадрида (1789—1830), Л. Варгаса Техады (1802—29), Х. М. Саласара (1785—1828) — автора поэмы «Колумбиада» (издана 1852) и др. С 1830-х гг. в К. развивалась литература романтического направления, у истоков которой — поэт, романист и драматург Х. Х. Ортис (1814—92), поэты Х. Э. Каро (1817—53) и Х. Арболеда (1817—62). Незаконченная поэма Арболеды «Гонсало де Ойон» (опубликована 1858) — один из образцов «индеанистской» литературы, идеализировавшей жизнь индейских племён прошлых веков. В романтических традициях писал поэт Р. Помбо (1833—1912). Х. Кайседо Рохас (1816—98), Ф. Перес (1836—91) — авторы исторических романов. Роман Х. Исаакса (1837—95) «Мария» (1867), содержащий элементы романтизма, связан с костумбристской бытоописательной прозой, представленной романами Х. М. Сампера (1828—88), Э. Диаса Кастро (1804—65), очерками Х. М. Вергары-и-Вергары (1831—72), сатирическими памфлетами Х. Д. Гуарина (1830—90) и Х. де Дьоса Рестрепо (1827—97); в поэзии известны сатирики Р. Карраскилья (1827—86) и Х. П. Посада (1825—80), поэты-бытописатели Э. Мехиа (1830—1913), Г. Гутьеррес Гонсалес (1826—72) и др. Реалистические тенденции костумбризма развивал Х. М. Маррокин (1827—1908), автор плутовского романа «Блас Хиль» (1896). Социальным романам Т. Карраскильи (1858—1940) и Э. Сулеты (1864—1937) присущи черты натурализма.

В конце 19—начале 20 вв. утверждаются модернистские тенденции в поэзии Х. А. Сильвы (1865—96), Г. Валенсии (1873—1943), М. А. Осорио (1883—1942) и др., объединившихся в кружки «Символический грот», «Общество Арболеды» и др. После 1-й мировой войны 1914—18 в К. получил распространение «авангардизм», в русле которого начинали писать поэты Л. де Грейф (р. 1895), Р. Майя (р. 1897), Л. Видалес (р. 1905) и др.

Л. К. Лопес (1883—1950) и А. Мартинес Мутис (1884—1954) — автор антиимпериалистической поэмы «Эпопея Конрода» (1914), развивали традиции социальной поэзии. В прозе усилилась социально-критическая направленность. Х. Э. Ривера (1889—1928) в романе «Пучина» (1924) показал эксплуатацию сборщиков каучука в тропической сельве и положил начало так называемой литературе «зелёного ада». Обличительный характер носят и романы С. Урибе Пьедраиты (1897—1951), Э. Саламеа Борды (1907—63), Х. Буйтраго (р. 1904) и др. Творчеству А. Лопеса де Месы (р. 1884), А. Альвареса Льераса (1892—1956) и особенно Х. Рестрепо Карамильо (1896—1945, «Роман о троих», 1926) и Д. Аранго Велеса (р. 1895, роман «Невинный», 1929) свойственны интерес к столкновениям человека с природой, изображение патологических отклонений в человеческой психике. Х. А. Осорио Лисарасо (р. 1900), начавший с психоаналитических романов, позднее написал романы «Человек под землёй» (1944) — о шахтёрах и «День ненависти» (1952) — об убийстве в 1948 прогрессивного деятеля Гайтана. Антиимпериалистические, антидиктаторские идеи нашли отражение в публицистике Х. Саламеа (1905—69), в эссеистике Б. Санина Кано (1861—1957). Партизанской борьбе 1950-х гг. посвящены цикл «романов о насилии»: «Сухой ветер» (1953) Д. Кайседо (р. 1912), «Луна и винтовка» (1960) Р. У. Гавирии, романы М. Мехиа Вальехо (р. 1923), К. А. Труке (р. 1927) и др. Острые конфликты национальной действительности получили отражение в романах «Сьерво безземельный» (1954) Э. Кабальеро Кальдерона (р. 1910), «Звёзды чёрного цвета» (1949) и «Сельва и ливень» (1958) А. Палисиоса (р. 1924) и др. В романе «Сто лет одиночества» (1967) Г. Гарсиа Маркеса (р. 1928) представлена картина жизни, которую автор назвал «фантастической реальностью». В поэзии ведущее место принадлежит возникшей в 1940 прогрессивной группе «Камень и небо», из которой вышли поэты Х. Пардо Гарсиа (р. 1902), автор сборника «Есть камни точно слёзы» (1957) и др., К. Кастро Сааведра (р. 1924), автор сборника «Строфы убитого крестьянина» (1961) и др.

З. И. Плавскин
__________________________________________________________
Лит.: Кутейщикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX веке, М., 1964; Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1759—1959, сост. Л. А. Шур М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960—1964. М., 1966; Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972: Торрес-Риосеко А., Большая Латиноамериканская литература, пер. с исп., М., 1972; Sanín Cano В., Letras colombianas, Мéх., 1944; Gómez Restrepo A., Historia de la literatura colombiana, v. 1—4, Bogotá, [1945—46]; Orjuela Н. Н., Fuentes generales para el estudio de la literatura colombiana. Guía bibliográfica, Bogotá, 1968.


Читайте по теме литература

• Гарсиа-Маркес
• Интервью с Габриелем Гарсиа Маркесом
• Произведения Гарсии Маркеса
       
 

Читайте по теме Культура и её проявления

 
• Живопись: Фернандо Ботеро
• Литература: Гарсиа-Маркес
• Литература: Интервью с Гарсиа-Маркесом
• Наука: Кардиология
• Живопись: Там, где был "Медельинский картель"
• История развития колумбийской литературы
• Архитектура: Города на старых снимках
• Артефакты русской колумбийки
• Археология: Сан-Агустин
• Археология: Тьеррадентро
• Археология: Затерянный город
• История развития музыки
• Мелодии и тексты песен
• Музыка в формате MP3
• Музыка: Марта Сенн
• Музыка: Шакира
• Музыка: Хуанес
• Радио и ТВ Онлайн
• ТВ: Чёрные принцессы ТВ
• Театр: Колумбия открыла Америку
• Спорт: Хуан Пабло Монтойа
• Журналистика: Мигель Паласио
• Национальная кухня: Семейная трапеза
• Национальная кухня: Рецепты
 

Галереи по теме Культура

 

кликните кликните кликните кликните
 
©2009 www.colombia.su | вебмастеру | добавить в избранное | карта сайта |