Общие сведенияДоколумбовая историяЗавоевание и колонизацияНезависимостьНовая республикаСовременная историяКоренные жителиЭль-дорадоНациональные символы . . . . .
Общие сведенияПриродные регионыР-н Карибского моряАндийский регионР-н Тихого океанаОринокия или восточный регионРегион АмазонияДепартаменты и их столицы. . .
Общие сведенияКолониальный периодПромышленностьПолезные ископаемыеСельское хозяйство и животноводствоСфера услугБанковское делоТуризм. . .
Общие сведенияНаселение и урбанизацияСоциальные классыОбщественные организацииНац. особенностиРасы и этнические группыИностранная иммиграцияЗдравоохранениеЦерковь. . .
Общие сведенияАрхеологияМузыка, фольклорЛитератураЖивописьСкульптураАрхитектураОбразованиеНаукаТВ и радиоТеатр и киноСпортСМИНаци. кухня. . .
Русские о КолумбииНовостиВидеоновостиОбои для экранаСсылкиОбмен баннерами. . .
subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link | subglobal7 link
subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link | subglobal8 link

Всё о Колумбии → Экономические факторы → Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность

 

Интеграция

 

Об участии в региональных интеграционных объединениях. К. традиционно играет важную роль в деятельности региональных интеграционных группировок, членом которых она является (АС, «Группа Трех», АКГ). В Боготе с интересом восприняли идею создания Всеам. СЭЗ и активно подключились к ведущейся на этом направлении работе.

Наибольший интерес вызывает участие Колумбии в Андском сообществе (AC) – старейшем интеграционном объединении Лат. Америки. Богота не ослабляет усилий по консолидации АС. Важные шаги на этом пути были предприняты в ходе саммита объединения в Картахене в 1999г. По мнению Храм "Лахас" в Деп.Нариньо, недалеко от границы с Эквадоромколумбийцев, главным направлением деятельности АС должно стать устранение искусственных препятствий на пути создания внутриблоковой СЭЗ. Одновременно Богота играет роль «локомотива» внешней политики АС. Здесь не отказываются от курса на дальнейшее сближение АС с Меркосур, в создании СЭЗ с которым видят будущий фундамент Всеам. зоны свободной торговли, на укрепление контактов с Кариком, Мексикой, Канадой, ЕС, другими странами и объединениями. Именно К. сыграла решающую роль в заключении торг. соглашения АС с Панамой. При решении этих вопросов Богота неизменно выступает за единство в рядах членов пакта, осуждая нередкие попытки отдельных участников АС заключать «сепаратные» договоры с внеблоковыми партнерами.

Колумбийцы продолжают работу по укреплению взаимодействия в рамках «Группы Трех», которая, как здесь считают, пока не приносит ожидаемых результатов. Несмотря на существенное снижение тамож. пошлин (Мексика снизила их для Колумбии и Венесуэлы в среднем на 35%, Колумбия и Венесуэла для Мексики – на 21%), как количественные, так и качественные показатели сотрудничества не свидетельствуют о поступательном характере интеграции. Тем не менее в Боготе считают реальным достижением стратегической цели этого объединения – создание к 2005 г. зоны свободной торговли между участниками блока. Для этого ведется работа по сглаживанию имеющихся противоречий в сфере торговли между Колумбией и Венесуэлой, с одной стороны, и Мексикой, с другой. Одновременно колумбийцы стремятся повысить значение инвест. составляющей сотрудничества, активно развивают торг.-эконом. контакты «Группы Трех» со странами ЦА и КБ.

Членство в АКГ Колумбия стремится использовать для укрепления своих позиций одного из субрегиональных лидеров, продвижения своих эконом. интересов в Центр. Америке и Карибском бассейне. В этом контексте в Боготе считают важным успехом избрание на V министерской конференции АКГ кандидата от Колумбии одним из трех содиректоров ассоциации. Одновременно здесь выражают сожаление, что затормозился ход реализации принятых в рамках АКТ эконом. программ и проектов (особый интерес для Боготы представляют совместные проекты по электрификации, портовому строительству, инвест. программы в области сельского хозяйства).

Активно участие страны в ведущем полит. объединении региона – Группе Рио (ГР), которая оказывает серьезное влияние на интеграционные процессы в ЛА. Достаточно сказать, что встречи в формате ГР-ЕС традиционно сопровождаются диалогом по линии АС-ЕС и Меркосур-ЕС. С янв. 2000г. К. является председателем pro tempore ГР.

Об итогах ХIV саммита группы Рио. 15-16 июня 2000г. в г.Картахена состоялось XIV совещание президентов и глав правительств стран-членов ГР. По итогам встречи помимо обширного (36 пунктов) итогового документа приняты декларации о межд. торговле, о рынке нефти, о поддержке мирного процесса в К., а также обязательство по укреплению демократии. В работе совещания приняли участие 6 новых членов Группы (5 государств Центр. Америки и Доминиканская Республика).

Ключевыми темами обсуждения на форуме стали подготовка к Саммиту и Ассамблее тысячелетия и возможные пути противостояния негативным последствиям глобализации. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что впервые (по крайней мере, за последние годы) Группа Рио заявила о своей приверженности принципу многосторонности в решении межд. проблем. Данный принцип, отстаивавшийся большинством президентов-участников саммита, был назван оптимальным инструментом формирования нового миропорядка. Одновременно во многих выступлениях звучала озабоченность неспособностью ООН адекватно реагировать на возникающие глобальные вызовы современности, призывы к укреплению роли Организации в решении межд. проблем. При этом лидеры латиноам. стран выразили уверенность в том, что на Саммите и Ассамблее тысячелетия Группа Рио выступит по данной тематике с единых позиций.

Наиболее влиятельное полит. объединение Лат. Америки не обошло стороной и разоруженческую проблематику. Было констатировано, что ГР, представляющая первый в мире крупный регион, свободный от ядерного оружия, исходит из того, что ядерное разоружение является ответственностью всех государств. По мнению Группы, межд. сообщество должно предпринять конкретные шаги по развитию режима нераспространения и ликвидации ядерных арсеналов. В этой связи главы латиноам. стран высказали удовлетворение результатами недавней конференции по рассмотрению действия ДНЯО.

Серьезному анализу на форуме подверглись проблемы глобализации и фин. развития. Участники Группы сошлись во мнении, что латиноам. регион по-прежнему не готов противостоять фин. кризисам. Как отмечалось, долю вины за это несут МФО, не оказывающие необходимого содействия (в т.ч. информ.) развивающимся странам. В этом контексте большой интерес вызвало предложение Венесуэлы о создании Латиноам. валютного фонда, в который бы вошли ЦБ государств региона.

Обсуждение проблем межд. торговли завершилось принятием спец. декларации о необходимости проведения нового раунда переговоров с ВТО, на котором предполагается поставить вопрос о неприемлемости для латиноамериканцов субсидирования развитыми странами экспорта своей с/х продукции.

Важной темой саммита стало укрепление демократии в регионе. Страны-члены ГР взяли на себя обязательство проводить «чистые» и открытые выборы, однако при этом воздержались от каких-либо заявлений по поводу ситуации в Перу.

В спец. декларации о колумбийском мирном процессе объединение в очередной раз высказало поддержку предпринимаемым А.Пастраной усилиям по достижению нац. примирения в стране. ГР призвала все стороны вооруженного конфликта не вовлекать в него гражд. население и не использовать антигуманные виды оружия.

О перспективах вступления Колумбии в САЗСТ.

Предложение президента А.Пастраны обратиться к США с просьбой о присоединении Колумбии к САЗСТ, сделанное им 11 фев. 2000г. на встрече с колумбийскими предпринимателями в г.Кали, вызвало широкий резонанс в стране. В числе сторонников идеи – руководство минвнешнторга, других министерств и ведомств, представители ведущих ассоциаций промышленников и предпринимателей, близкие к Консервативной партии экономисты и аналитики. Едва ли не главной из приводимых ими аргументов – серьезные успехи, достигнутые в эконом. сфере Мексикой, большинством из которых, как утверждается, мексиканцы обязаны САЗСТ. Таким образом, мексиканский пример, по их мнению, должен стать ориентиром для страны.

Отмечается также, что до сих пор колумбийский экспорт рос главным образом за счет поставок на рынки андских стран, экономика которых характеризуется в последнее время крайней нестабильностью. Подключение к САЗСТ даст возможность колумбийским предпринимателям существенно снизить зависимость от конъюнктуры соседних рынков и планомерно наращивать объемы экспорта. Подчеркивается, что заявление о намерении присоединиться к САЗСТ отражает и недовольство руководства К. ходом интеграционных процессов в Андском сообществе (АС), в частности принятием рядом его членов односторонних и дискриминационных для Боготы мер тамож. характера.

По мнению президента Нац. федерации торговцев (ФЕНАЛКО) С.Претеля-де-ла-Вега, США являются для Колумбии идеальным торговым партнером и любое укрепление имеющихся связей с ними, – будь то в рамках САЗСТ или ВЗСТ, должно только приветствоваться.

Сторонники предложения А.Пастраны указывают и на чисто психологический эффект данной инициативы. Они напоминают, что идея о присоединении К. к САЗСТ первоначально возникла еще при правительстве С.Гавирии, и хотя тогда до ее материализации дело не дошло, именно подготовка к этому шагу, считает бывший министр экономики Х.Рамирес-Окампо, существенно ускорила переговоры о создании «Группы Трех».

Наконец, утверждается, что создание зоны свободной торговли с США, Канадой и Мексикой и так предусмотрено ходом создания ВЗСТ. Вступление в САЗСТ, таким образом, могло бы дать Колумбии определенные преимущества при последующем подключении к зоне свободной торговли Зап. полушария.

Оппоненты А.Пастраны (руководство Либеральной партии, многие специалисты в области экономики и финансов, в т.ч., занимавшие министерские посты в предыдущих правительствах), заявляют что сравнение Колумбии с Мексикой не выдерживает критики. Обращается внимание на то, что ключевым фактором в отношениях Мексики и США (включая взаимодействие в рамках САЗСТ) является общая граница, благодаря которой и возник феномен «макиладорес». Трудно себе представить, чтобы ам. капитал устремился, в сопоставимых с мексиканскими масштабах, – в нестабильную страну с ее небольшим по сравнению с Мексикой внутр. рынком. Более того, отмечается, что с вступлением в САЗСТ возникает опасность оттока из страны уже «работающих» тут капвложений. Принятие Колумбии в блок позволило бы, например, такой компании, как «Дженерал Моторс» перевести 2 своих действующих здесь автосборочных предприятия в ту же Мексику, где выше производительность труда и ниже издержки производства, и уже оттуда ввозить автомобили на колумбийский рынок.

Что же касается экспортных отраслей, то, как подчеркивают противники данной идеи, выгодами от вступления в САЗСТ смогут воспользоваться лишь немногие из них, а именно, кожевенно-обувная и текстильная. Подавляющее большинство других производств уже пользуются привилегиями, предоставляемыми колумбийским экспортерам в рамках принятого конгрессом США в дек. 1991г. Закона о тамож. преференциях для андских стран (известного под аббревиатурой АТПА), продление действия которого называют свершившимся фактом. Таким образом, считает, например, бывший министр внешней торговли страны К.Рондерос, на практике присоединиться к САЗСТ означало бы открыть свой рынок для неограниченного числа североам. товаров, не получив ничего взамен. Такой шаг, по мнению К.Рондероса, был бы самоубийством для колумбийской экономики.

Высказываются сомнения и по поводу того, что К. с распростертыми объятиями ждут в США, стране, которая за последние 6 лет не довела до конца ни одного торг. соглашения с другим государством. Пример Чили, экономика которой практически по всем показателям опережает колумбийскую и которая уже более 3 лет безуспешно пытается присоединиться к САЗСТ, говорит сам за себя. При этом по меньшей мере спорным выглядит аргумент сторонников идеи о том, что ам. конгрессмены, в силу их «большей восприимчивости» к колумбийской проблематике, с легкостью дадут в этом вопросе зеленый свет Боготе.

Наконец, оппоненты А.Пастраны указывают на то, что со вступлением в САЗСТ, фактически, поставит крест на своем участии в субрегиональных интеграционных объединениях, – в первую очередь в АС. Как пишет экономист М.Битар, вместо того, чтобы обращаться к США с сомнительными и трудновыполнимыми просьбами, Боготе следовало бы сосредоточиться на работе над уже имеющимися проблемами: по укреплению андской интеграции, сближению АС и Меркосур.

Достаточно осторожной позиции по данному вопросу придерживается колумбийский МИД. В офиц. заявлениях его представители подчеркивают, что инициативу А.Пастраны следует понимать как стоящую перед страной долгосрочную цель, ориентированную в первую очередь на повышение конкурентоспособности нац. продукции. В то же время отмечается, что ее проработка по дипканалам (не только с США, но и с Мексикой и Канадой) уже началась.

К колумбийско-венесуэльским отношениям

Венесуэла по-прежнему является главным в Лат. Америке торг.-эконом. партнером Боготы. Несмотря на то, что переживаемый обеими странами эконом. кризис сказался на объеме взаимного товарооборота (в 1999 г., по оценкам венесуэльско-колумбийской торговой палаты, он составил лишь 1,7 млрд.долл. против 2,2 млрд. в 1998г.), в К. уверены, что в самое ближайшее время торговлю с Венесуэлой реально вывести на ранее достигнутые рубежи, причем показатели 1997г. (2,6 млрд.долл.) здесь называют не пределом.

В ходе полит. диалога конструктивно решаются проблемы двусторонней повестки дня. Как отмечают в Боготе, уже много месяцев не было ни одной серьезной конфликтной ситуации в районе общей границы (ранее, 2-3г. назад, напоминают колумбийцы, вопросы приграничной безопасности стояли гораздо острее), что свидетельствует об эффективности созданных совместных механизмов по их предотвращению. Наметились позитивные подвижки в позиции венесуэльцев по проблеме пересечения границы грузовым транспортом. Продолжается взаимодействие сторон по вопросам, связанным с мирным урегулированием колумбийского вооруженного конфликта. В частности руководству Венесуэлы была высказана благодарность за предоставление венесуэльской территории для ведения диалога между колумбийским правительством и повстанческой группировкой ЭЛН.

По мнению колумбийского МИД, на общий фон развития отношений практически не влияют небольшие дип. инциденты, ставшие едва ли не нормой с приходом к власти У.Чавеса. Обращается внимание на искусственный, надуманный характер большинства из них, а иногда и на стремление определенных сил в Венесуэле «разыграть колумбийскую карту» во внутриполит. целях. К числу таких инцидентов здесь относят недавний обмен резкими высказываниями между президентом Колумбии и мининдел Венесуэлы, когда А.Пастрана назвал безответственным заявление Х.Ранхеля о предстоящей встрече в Каракасе представителя Боготы с одним из лидеров ЭЛН, ссылаясь при этом на конфиденциальный характер информации, разглашенной венесуэльским министром. После принесенных Х.Ранхелем извинений и заверений Каракаса в том, что впредь Венесуэла будет воздерживаться от предания огласке подобной информации без предварит. согласования с Боготой, этот случай в МИД Колумбии считают закрытым. При этом здесь уверены, что после президентских выборов в соседней стране эмоции перестанут мешать конструктивному развитию двустороннего сотрудничества.

Как представляется, целый ряд объективных факторов, таких как схожесть или совпадение подходов к основным межд. проблемам, прочные торг.-эконом. (включая инвест.) контакты, традиционные приграничные связи, определяют стратегическую взаимозависимость К. и Венесуэлы. Эти факторы пересиливают главные «раздражители» диалога двух государств: колумбийский вооруженный конфликт и нестабильность внутриполит. ситуации в Венесуэле.

О колумбийско-кубинских отношениях.

С приходом к власти правительства А.Пастраны Богота взяла линию на повышение динамики развития отношений с Кубой. Важным шагом на этом пути стал состоявшийся в янв. 1999 г. госвизит президента Колумбии в Гавану.

Как отмечают колумбийцы, между двумя странами достигнут высокий уровень близости подходов к межд. проблемам. В Боготе высоко ценят роль Гаваны как самостоят. фактора в мировой политике. Колумбии особо импонирует то обстоятельство, что Куба, отойдя от некоторых своих наиболее радикальных позиций, в то же время сохраняет независимое видение постконфронтационного мироустройства.

Колумбия твердо стоит на позиции неприятия политики изоляции Кубы, высказывается за ее скорейшую реинтеграцию в региональные организации, – прежде всего, в ОАГ. Как заявил в Гаване А.Пастрана, в Боготе не считают эту цель недостижимой. Здесь высоко оценили успешное проведение в Гаване IX Ибероам. саммита, итоги которого в К. расценивают как большой успех кубинской дипломатии.

Одной из приоритетных для колумбийцев тем в диалоге с Кубой стала проблема нац. примирения в Колумбии. С учетом традиционно высокого авторитета Ф.Кастро у повстанцев, в Боготе полагают, что при определенных условиях кубинский лидер мог бы сыграть важную роль в урегулировании колумбийского вооруженного конфликта.

По мнению как колумбийцев, так и кубинцев, далеко не полностью раскрыт потенциал двусторонних торг.-эконом. связей. В 1999г. товарооборот между двумя странами составил 40 млн. долл. В колумбийском экспорте (35% товарооборота) доминируют нефть, уголь и продукция химпрома. Импорт (65%) представлен вакцинами, генетическими материалами и изделиями чермета.

На прошедшем недавно в Боготе заседании 4 смешанной колумбийско-кубинской комиссии по сотрудничеству было решено интенсифицировать инвест. потоки между двумя странами. В частности, интерес к Кубе проявляет ряд местных тур. и стройкомпаний. Со своей стороны, кубинцы также наращивают свое присутствие в Колумбии. Так, число кубинских компаний, имеющих здесь свои представительства, достигло 12.

Традиционно крепкие связи между Кубой и Колумбией имеются в таких сферах, как образование (кубинцы предоставляют ежегодно более 50 стипендий для колумбийских студентов и аспирантов ), здравоохранение и культура.

По материалам polpred.ru

 

Галереи по теме (кликните)

 

       
       

 

Читайте по теме Экономические факторы


• Экономика колониального периода
• Малые и средние предприятия
• Обзор экономики: 1999 - 2002 гг.
• Финансы: 1999 -2002 гг.
• Иностранные инвестиции
• Сравнительные данные Колумбия-Россия
• Промышленность: обзор 2000 г.
• Промышленность: Электроэнергетика - ГЭС
• Промышленность: Электроэнергетика
• Промышленность: Электроэнергетика:обзор 2000г.
• Промышленность: Автомобильная промышленность
• Промышленность: В Колумбию на Нивах от Бронто
• Промышленность: Авиация
• Полезные ископаемые: Нефтегазпром: обзор
• Полезные ископаемые: Уголь
• Полезные ископаемые: Уголь: обзор 2000 г.
• Полезные ископаемые: Природный газ
• Полезные ископаемые: Природный газ: обзор 2000 г.
• Полезные ископаемые: Нефть
• Полезные ископаемые: Нефть(часть 2)
• Полезные ископаемые: Изумруды
• Полезные ископаемые: Публицистика: Человек без имени; Изумрудная шахта
• Сельское хозяйство: обзор 2000 г.
• Сельское хозяйство: Кофе
• Сельское хозяйство: Публицистика: Кофе в Колумбии
• Сельское хозяйство: Сахар
• Сельское хозяйство: Цветоводство
• Сфера услуг: Банковское дело - Национальная валюта
• Сфера услуг: Туризм - Туристический рай (М.Паласио)
• Роль правительства в экономике: Фискальная и валютная политика
• Роль правительства в экономике: Негосударственное управление
• Внеэкономическая деятельность: ВЭД-обзор
• Внеэкономическая деятельность: Polpred.ru-Внешняя торговля
• Внеэкономическая деятельность: Отношения а с Андской группой и ЕС
• Внеэкономическая деятельность: Интеграция
• Отношения с Россией (часть 2)
• Отношения с Россией (часть 3)
• Транспорт: обзор
• Транспорт: Железные дороги
• Связь: Телефонные коды
• Экономика (М.Паласио)
 
 

кликните

кликните

кликните

кликните

 

 

©2009 www.colombia.su | вебмастеру | добавить в избранное | карта сайта |