Чибчас, Араваксы и Карибы
Еще задолго до прихода европейцев в Америку территория современной Колумбии была населена людьми. Первая волна заселения прокатилась примерно в 1200 г. до н.э.. Эти группы людей, прибывшие из Центральной Америки, учёные позже назовут Месоамериканцами. Отличительной особенностью первых поселенцев Южной Америки стало их умение возделывать кукурузу.
Вторая волна заселения прокатилась по Южной Америке примерно в 500 г. до н.э.. Следы пришедшего, предположительно с территории Никарагуа и Гондураса, племени Чибчас найдены в регионах Сан-Агустин (Департамент Уйла), Тьеррадентро (департамент Каука) и Тумако (Департамент Нариньо). Несколько раньше с другого конца континента — с территории современных Уругвая, Парагвая и Бразилии — пришли представители племени Аравакс. Примерно в 1000 г. н.э. север современной Колумбии заселили племена Карибов, эмигрировавших с карибских островов. Воинственные и теплолюбивые Карибы оттеснили более мирных Чибчас вглубь материка, заставили их подняться в горы.
Таким образом, к приходу европейцев на территорию Колумбии, она была заселена разными по уровню развития племенами. Наиболее продвинутым из них оказалось разделенное на две части племя Чибчас: племя Муиска, которое заселяло департаменты Кундинамарка и Бойака, и племя Тайрона, которое заселяло департамент Гуахира.
В свою очередь из этих двух племен наиболее значительной является культура Муиска. Аборигены этого племени добились больших успехов в земледелии – умели выращивать и обрабатывать кукурузу и картофель. Особым интересным образом была выстроена социальная структура этого народа — касике, или вождь племени, наследовал своё право лидерства по материнской линии.
К моменту прихода испанцев существовали две основные группы в общине Муиска: одна в Бакате (современный г. Богота) и другая в Унсе (современный г. Тунха).
Тайроны — второе племя, входящее в состав Чибчас, было представлено так же двумя основными группами — первая проживала на севере страны около Карибского моря и жила за счет ловли рыбы и добычи морской соли, которая обменивалась на другие товары, а вторая заселяла северное подножие нынешней Сьерра-Невада-де-Санта-Марта и промышляла возделыванием хлопка, овощных и злаковых культур и производством одежды. Об отличительной особенности культуры Тайрона, говорит само название этого народа. Дословно оно переводится, как «золотых дел мастера». Тайроны были также замечательными строителями и зодчими, прежде всего строителями дорог из камня, соединявших все их поселения. Дороги проходили и через водные преграды — обычно с помощью мостов или широких плотин.
Тайронская религия основывалась на поклонении различным богам – богу Солнца, богу Луны, реки, горы или даже звезды. К приходу испанцев в культуре Тайрона существовали иные традиции, чем у современных американских народов. Согласно этнографическим источникам, существовали свобода разводов и терпимое отношение к гомосексуализму, что разительно отличалось от католических обычаев.
Во время завоевания и колонизации страны практически все вышеперечисленные племена были истреблены захватчиками, либо вымерли от занесенных болезней, к которым у аборигенов не был выработан иммунитет.
Язык Чибча прекратил своё существование в качестве живого языка уже к середине XVIII в. Согласно данным, представленным специалистами, к моменту прихода европейцев на территорию современной Колумбии, численность индейского населения разных племён составляла примерно 3 млн человек. К концу XVI в. их было 600 тыс., а к концу XVIII в. перед началом борьбы за Независимость, всего лишь 130 тыс.
Современные этнические группы
В современной Колумбии существуют около 80 различных индейских племен. Их численность согласно последней переписи населения 1997 г., с поправкой на то, что в труднодоступных районах, как, например, в амазонских сельвах, не все жители могли быть охвачены, составляет около 700 тысяч человек, или всего около 1,3% от общего числа населения страны.
Организация по объединению этнических групп Колумбии насчитала 64 языковые формы, которые в свою очередь подразделяются на 300 диалектических подгрупп. Индейские поселения существуют практически в каждом из 32 департаментов, но особенно они сосредоточены в регионах с тропическим климатом.
В 1991 году в работе Национальной Конституционной Ассамблеи над проектом новой Конституции принимали участие представители индейцев. В этой Конституции существуют положения, оберегающие права малых этнических групп Колумбии. Это и права этнического характера, и культуры, территориальные права, а так же право на автономное управление. Индейцы могут получать начальное образование на двуязычной основе, поскольку их родной язык приобретает так же статус официального на территории их обитания.
Еще одно положение, согласованное с сопредельными государствами, дает право на приобретение двойного гражданства в тех приграничных регионах, где индейские коммуны охватывают территории двух стран. Так же индейцы имеют право на избрание своих представителей в муниципальные советы, в мэрии, в департаментальные ассамблеи и в Республиканский Конгресс.
Автор: www.colombia.su (при перепечатке ссылка обязательна) ©