Национальный археологический парк Затерянный город — Ciudad perdida

Ciudad-perdidaДепартамент Магдалена примечателен тем, что на его территории находятся самые высокие прибрежные горные системы в мире Сьерра-Невада-де-Санта-Марта с высочайшей точкой страны — горой Кристобаль-Колон (Cristobal Colon) (5800 м).

По теме археология: Нац. археологич. парки


  • НАП Затерянный город

  • НАП Сан Агустин

  • НАП Тьеррадентро
  • Здесь, в 50 км от побережья Карибского моря и города Санта-Марта в 1972 году чёрными археологами были обнаружен заброшенный древний город. Местные расхитители захоронений наткнулись на скопление поросших мхом и травою каменных ступеней, поднимавшихся вверх по горе. Последовав по этой рукотворной лестнице, они обнаружили останки древнего города, явно покинутого когда-то в спешке. Город назвали «зелёным адом» из-за его труднодоступности и мистической таинственности.

    Чтобы добраться до него — нужно сначала лететь вертолётом от Санта-Марты, и приземлившись в джунглях, следовать далее пешком вверх по крутым извилистым тропам.

    Когда на местном рынке стали появляться золотые статуэтки и керамические урны из найденного города, власти заинтересовались им и в 1975 году провели на месте его обнаружения расследование.

    Ciudad perdida (Сьюдад-Пердида) — Затерянный город — такое название получило найденное древнее городище на крутых склонах горы Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Правительство Колумбии взяло его под свою охрану, и на его и примыкающей к нему территории был создан Национальный археологический парк, находящийся ныне в ведомстве Колумбийского института антропологии и истории. Археологические работы в нем ведутся и по сей день.

    Недавно проведенные демографические исследования показали, что в городе проживали от 1500 до 2400 человек на площади около 11700 м2 в 184 круглых домах, расположенных на каменистых террасах. Это был крупное селение, центральная часть которого имела площадь около 13 гектаров. В Сьюдад-Пердида обнаружено 169 земледельческих террас, выдолбленных на горных склонах, а также сеть мощёных дорог и несколько небольших круглых площадей. Войти в город можно, поднявшись по заросшей лианами лестнице, состоящей из 1200 ступеней и уходящей вверх по горному склону.

    Город, как предполагается, был основан около 800 года н. э., то есть на 650 лет ранее Мачу-Пичу в Перу и был, по-видимому, региональным политическим и производственным центром на реке Буритака. Здесь могло обитать от 2 до 8 тысяч человек. Очевидно город был заброшен во времена испанского завоевания.

    Имеются и другие археологические памятники подобного или даже большего размера.
    Более крупное поселение, Пуэблито, находилось у побережья. Как пишет колумбийский археолог Х. Райхель-Долматофф, оно состояло как минимум из 254 террас, а его население составляло примерно 3000 человек. Археологические исследования региона показали, что ещё более крупные поселения существовали по направлению к западному склону Сьерра-Невады Санта Марты, например, Посигека (Posiguieca) и Сьюдад-Антигуа.

    Небольшие деревни составляли огромную сеть-инфраструктуру и соединялись между собой каменными мостовыми. Деревни, специализировавшиеся в производстве соли и рыболовстве — такие, как Ченге на территории современного Парка Тайрона — свидетельствуют о хорошо развитой тайронской экономике, основанной на производстве специализированных продуктов. В селении Ченге обнаружено не менее 100 террас; по состоянию на 1400 год в нём проживало 800-1000 человек на территории в 15 гектаров.

    К сожалению, территория, где находятся памятники, на длительное время оставалась ареной боевых действий между правительственной армией и незаконными вооружёнными формированиями.

    Лишь с 2005 год туда возобновились туристические экскурсии. Колумбийская армия патрулирует зону памятников, которая в настоящее время считается безопасной для посетителей. Активных действии со стороны боевиков больше не ведётся.

    Дорога в Затерянный город в общей сложности составляет 52 километра и требует хорошей физической подготовки. В ходе путешествия нужно пересечь несколько рек, совершить крутые подъёмы и спуски.

    По словам представителей местных племён — аруако, коги и арсарио — они посещали город задолго до того, как он был открыт археологами, но хранили его местонахождение в тайне. Называя город Теюна, они верили, что здесь обитали их предки — носители культуры Тайрона.

    Культура Тайрона

    Тайрона — древняя индейская культура. Первые её памятники датируются примерно 1 веком н. э., расцвет приходится на 11 век н. э. и связан со значительным ростом населения, а упадок относится к 16 веку — эпохе испанского завоевания, когда народ Тайрона была принудительно включен в испанскую систему «энкомьенда» (аналог крепостного права).

    Впервые о культуре Тайрона поведал свету в 1530 году Педро Марти Ангейра, составив свой рассказ со слов Америго Веспуччо. Он описал долину Тайрона как очень плотно населённую, с хорошо развитой ирригиацией полей. Многие деревни занимались рыболовством и продавали морские продукты жителям удалённых от берега территорий, получая взамен нужные товары. Индейцы Тайрона давали яростный отпор испанским завоевателям, что заставило последних перейти к более дипломатической стратегии в отношениях с аборигенами.

    Известно, что тайронцы строили каменные террасы, фундаменты домов, лестницы, канализационные каналы, могилы и мосты. Интенсивно использовалась керамика — как бытовая, так и церемониальная.

    Ювелиры Тайрона были непревзойденными мастерами. Наиболее ранние золотые украшения, созданные ими, относятся к периоду Негуанхе (около 300—800 н. э.) Предполагается, что золотые украшения использовала не только элита. Среди золотых артефактов имеются подвески, нагубные украшения, носовые кольца, ожерелья и серьги.

    Отлитые из золота фигурные подвески культуры Тайрона, известные как «касики», в частности, отличаются от ювелирных изделий других доколумбовых культур подробностью деталей. Фигурки изображают человеческие существа — знать или вождей в украшенной одежде и с крупными масками животных на лице. Многие элементы их поз (например, руки на бёдрах) и одежды отражают их агрессивное состояние и должны были, по мнению ряда исследователей, передавать либо властное положение, либо тот факт, что Тайронская культура в то время вела частые войны.

    Некоторые изделия просто невероятно сложны по технике изготовления. Таковы, например, золотые пластины для погребальных одеяний. Чтобы придать этим изделиям размер и тонкость, ювелиры обрабатывали небольшие слитки золота на цилиндрических наковальнях маленькими овальными молотками из метеоритного железа. Удар плоским молоточком на плоской поверхности излишне истончил бы пластину. Пластинка становилась хрупкой, и ее «отпускали» — раскаляли до красноты и погружали в холодную воду. Так постепенно пластинка приобретала нужную толщину. Только тогда на поверхность наносили контур рисунка. Каменным или костяным инструментом, положив пластину на мешочек с песком, металл выдавливали с обратной стороны. Лишь после этого изделие обрабатывали с лицевой стороны — углубляли продавленные линии и подчеркивали выпуклые детали рисунка. А пластинки нашивались на погребальный костюм сотнями…

    Интересны также бытовые обычаи древних тайронцев.
    Ко времени завоевания испанцами в культуре Тайрона существовали иные традиции, чем у современных американских народов. Согласно этнографическим источникам, существовали свобода разводов и терпимое отношение к гомосексуализму, что разительно отличалось от католических обычаев. Тем не менее, мнение о распространённости гомосексуализма могло возникнуть в результате неверной интерпретации местной религиозной практики. Тайронская религия, как и в некоторой степени современная религия народа коги, практикует разделение ряда домашних обязанностей между полами. У тайрона (коги) существовали «дома для мужских встреч», которые католические священники обличали как проявление гомосексуализма. В настоящее время у народа коги существуют мужские ритуалы, некоторые из них длятся по несколько дней и включают медитацию и употребление в пищу коки.

    Упадок цивилизации Тайрона начался в середине XVI века. В 1599 году народность Тайрона восстала против испанцев, поскольку угнетение с их стороны стало нестерпимым. В основном агрессия была направлена на священников и проезжающих по дорогам, соединяющим испанский город Санта-Марта с тайронскими городами Бонда, Конча и Ченге. Вторичными целями были церкви и дома управляющих колониальной администрации. Данные о восстании известны из материалов судебного процесса над тайронскими вождями в 1602 году. Правители селений Ченге и Бонда были приговорены к смерти, их тела расчленены, поселения сожжены, а население принудительно переселено и подчинено испанской системе энкомьенда. К середине 17 века многие тайронские поселения пришли в запустение и заросли лесом.

    Живущие в этих местах в настоящее время индейские народности Коги, Вива, Аруако (Ихка, Ифка), Арсарио и Канкуамо, говорящие на языках Чибча, считаются прямыми потомками культуры Тайрона. Слово «тайрона» на разных языках данной местности означает «мужчины» или «сыны тигра».

    Из других источников следует, что на языке индейцев, живших около горы и долины Тайрона, слово «тайрона» означало «кузница», и по словам первых хронистов там находились различные литейные мастерские.

    Первоначально термин относился к обитателям долины Тайро на северном склоне Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, но к 16 веку испанцы стали использовать его для всей группы местных территориальных образований во главе с вождями. Позже они и вовсе перестали отличать — кто относится к северной группе аборигенов Сьерра-Невады, а кто к южной, и всех стали называть представителями народности Тайрона.

    Один из таких представителей — народ Коги — является одной из самых древних этнических групп Южной Америки.
    Изолированное проживание позволило им лучше других народов Анд сохранить свою традиционную культуру.

    Основа хозяйства индейцев Тайрона — ручное земледелие (кукуруза, бананы, картофель, фасоль, маланга, ямс, кока, фрукты, сладкий маниок, на продажу — кофе и сахарный тростник). Каждая семья имеет участки в разных высотных поясах. Они разводят свиней, птицу, реже крупный рогатый скот в небольших количествах, в основном на продажу.

    Их селения состоят из нескольких десятков круглых (диаметром 3-4 м — у Коги) или прямоугольных (у Ихка) домов. Бóльшую часть года индейцы живут во временных жилищах на полях.

    Коги носят домотканую одежду, Ихка — из покупной материи. И мужчины, и женщины одеваются в длинные белые платья-рубашки, носят длинные волосы. У Коги мужчины носят белоснежные шапочки, у Ихка — шляпы с небольшими полями. Ткачеством (единственный развитый вид ремесла) занимаются только мужчины.

    Современные индейские общины сохраняются традиционную обрядность и мифологию предков. В пантеоне центральное место занимает верховное женское (у Коги) или мужское (у Ихка) божество и 4 легендарных основателя жреческих династий. С мифологическими персонажами отождествляются горные озёра и вершины. Церемонии происходят в храме, доступ в который разрешён только мужчинам (круглое здание с двумя входами; отверстие в конической крыше обрамляет розетка из жёрдочек, символизирующая солнце; части храма отождествляются с частями Вселенной).

    В ритуалах используется кока, плантации которой считаются самым ценным достоянием. В доколумбовые времена существовали человеческие жертвоприношения солнцу.

    В колониальный период на традиционную культуру Аруако усилилось влияние белых колонистов и миссионеров. Пытаясь сохранить свой традиционный уклад жизни, современные индейцы Тайрона враждебно встречают попытки «неиндейцев» вмешаться в их дела, особенно в религиозную сферу.

    Автор: www.colombia.Su  (при перепечатке ссылка обязательна) ©


    1+