Габриэль Гарсиа Маркес

MarquezГабриель Гарсиа Маркес — Gabriel García Márquez
Прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии, классик мировой литературы ХХ столетия

Родился в Колумбии 6 марта 1928 года в небольшом городке Аракатака — на севере страны, недалеко от побережья Карибского моря. Аракатака — для многих стал впоследствии прообразом «Макондо», городок в котором происходят действия самых знаменитых его произведений. Его отец — Габриель Гарсиа был телеграфистом. Габриель с малых лет был оставлен на попечении своих бабушки и дедушки по материнской линии. Бабушка — Транкилина вела огромный дом, дед полковник, участник гражданской войны 1899-1903 годов, Николас Маркес Игуаран — стал его кумиром на всю свою жизнь. Именно атмосфера этого дома, быт городка, где тесно переплелись фантастика и реальность, оказали на будущего писателя то влияние, которое потом стало основным стилем его произведений. Писатель признает, что его мама, Луйса Сантиага Маркес, без труда распознавала в персонажах его произведений многих людей, окружавших его с малых лет. Поскольку Маркес с раннего детства жил отдельно от своего отца, то навсегда остались сложности в их общении, «никогда не чувствовал себя уверенно рядом с ним, его чрезмерную серьезность я воспринимал как непонимание», говорил Гарсиа Маркес.

В 1936 году, когда умер его дед, маленького восьмилетнего Габриеля отправили в Барранкилью, чтобы продолжить обучение в школе. Впоследствии он получил стипендию для учебы в г. Сипакира. «И тогда, поскольку у меня не было ни достаточных денег чтобы их проиграть, ни достаточных знаний бильярда, чтобы выиграть, — я предпочитал сидеть в своей комнате и читать». В 1946 году будущий писатель окончил школу.

Через год, в 1947 году, Маркес поступил в Национальный Университет в Боготе на юридический факультет. В том же году дебютировал в газете «Эль-Эспектадор» со своим рассказом «Первое назначение». В то время Гарсиа Маркес не помышлял ещё о том, чтобы стать профессиональным писателем. В 1948 году в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где продолжает работать. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а вскоре он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.

С 1950 года Маркес ведет колонку хроники в газете «Эль-Эральдо» (г. Барранкилья) под псевдонимом Септимус. В этой газете в 1952 году он опубликовал начальную часть своей первой повести «Палая листва», в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо в творчество начинающего писателя приходит и тема одиночества, ставшая в последствии основной темой его произведений.

В 1954 году Гарсиа Маркес переезжает в Боготу и, продолжая работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 года в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор» приезжает в Европу. Он работает в Риме и одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Гарсиа Маркес переезжает в Париж. Политическая обстановка в Колумбии заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть «Полковнику никто не пишет», первый вариант которой он заканчивает в 1956 году, а отдельным изданием книга выходит в 1961 году. В 1958 году он женится на Мерседес Барча. У них родятся двое сыновей — Родриго и Гонсало.

Повесть «Полковнику никто не пишет» написана Маркесом несомненно под влиянием творчества Хемингуэя, о чем Гарсиа Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, «снайперская точность языка», ощущение емкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия в повести — 1956 год, место действия — безымянный городок… Но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живет другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события.

«Полковнику никто не пишет» — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Гарсиа Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 года обосновывается в Мексике, где заканчил роман «Недобрый час». Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было опубликовано в 1966 году в Мексике. Предметом художественного исследования Гарсиа Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Гарсию Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов «Похороны Большой Мамы» (1962).

Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть «Большой Мамы». После выхода в свет сборника Гарсиа Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, «работая для кино, — говорил Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе конечно определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман».

В январе 1965 году Гарсиа Маркес почувствовал, что может «начать диктовать машинистке первую главу слово за словом». На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончивается появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман «Сто лет одиночества» увидел свет в 1967 году в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин «магический реализм». Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Гарсии Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.

Роман «Сто лет одиночества» — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия, Гарсиа Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX века. Роман «Сто лет одиночества» стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркеса.

В 1972 году Гарсиа Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса. В том же 1972 году появляется сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрениде и ее жестокосердной бабке». Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе «Осень патриарха» (1975). Именно этот роман стал гротескным обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 году увидела свет «История одной смерти, о которой знали заранее».

В 1982 году писателю была присуждена Нобелевская премия за его вклад в мировую литературу. Официальная формулировка Нобелевского комитета звучала так: «за романы, повести и рассказы, в которых фантастика и реальность составляют сложный и богатый мир воображения, отражающий жизнь, проблемы и конфликты человечества».

 

Автор: www.colombia.Su  (при перепечатке ссылка обязательна)  ©

0