Система образования
В колониальный период главной целью образовательных учреждений было распространение испанского языка и католической веры. Образование находилось в руках семьи и церкви, государство же к нему отношения не имело. В XVI веке различные религиозные ордена начали создавать начальные школы. В XVI веке иезуиты основали средние школы – колледжи, такие как, например, колледж (сегодня университет) Сан-Бартоломе в 1605 году.
Событием, имеющим в тот период важное прогрессивное значение, было создание в 1783 году Ботанической экспедиции с целью проведения научных исследований — изучения растительности, астрономических, географических наблюдений и пр. В течение 20 лет во главе экспедиции стоял Хосе Селестино Мутис (1732–1808). Деятельность этой первой научной организации охватывала живопись, медицину, космографию, математику, горное дело, земледелие, строительство и другие разделы науки и произвела подлинную революцию в научной мысли колонии Новая Гранада.
После обретения Колумбией независимости в 1819 году либералы и консерваторы начали вести споры о том, каким должно быть образование в стране; одни отстаивали светское образование для всех, другие выступали в поддержку образования для элиты под руководством церкви. Этот раскол сказывался на системе образования в Колумбии на протяжении всей ее истории. Конституция 1886 года и конкордат 1887 года признали за церковью господствующее положение в системе образования и одновременно закрепили существовавший разрыв между городскими и сельскими школами.
Принятый в 1903 году закон о государственном образовании заложил основы системы народного образования в Колумбии. В соответствии с этим законом, образование не должно быть бесплатным, но и не должно быть обязательным. Финансирования государственных школ не предусматривалось, поэтому образование своим детям могли дать только богатые люди. В 1930 году, когда Либеральная партия заняла руководящие позиции в правительстве, были предприняты попытки сделать образование более доступным, устранить дискриминацию и улучшить положение учителей. С 1940 по 1970 год количество учащихся резко увеличилось, хотя далеко не все дети посещали школу.
В начале 1970-х годов во многих латиноамериканских странах была проведена реформа системы народного образования. Образование стало бесплатным и обязательным для всех детей в возрасте от 6 до 11 лет включительно. По данным колумбийского правительства — 80% населения страны грамотны. В стране существует около 40 университетов, включая крупнейший в стране Национальный университет Колумбии в Боготе (осн. в 1867 г.), Антиокийский университет в г.Медельин (осн. в 1822 г.) и католический Хаверианский папский университет (осн. в 1622 г.).
Современное образование
Современное образование в Колумбии разделено на государственное и частное.
Оно подразделяется на несколько ступеней — детская школа, начальная школа, средняя школа, средне-профессиональная или средне-техническая (колледж или техникум) и высшая школа (университет, академия). Продолжительность базового образования в среднем составляет 11,5 лет (начальная и средняя школы). Доля государственных средних школ в стране — 50%, частный образовательный сектор составляет другие 50%. К частному сектору также относится большинство колледжей, техникумов и университетов.
1 ступень — детская школа (Educación preescolar). Её посещают дети в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Система колумбийского дошкольного воспитания схожа с российской системой дошкольной подготовки.
2 ступень — начальная школа — с 1 по 5 класс (Educación básica). Она в большинстве случаев бесплатная. Начальное образование в Колумбии обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 10-12 лет. Средний охват начальным образованием среди детей данной возрастной категории в 2007 году составил 88%.
Обучение в начальной школе предусматривает приобретение основных навыков, необходимых для неквалифицированных работ.
Во многих сельских областях преподаватели имеют низкую квалификацию, и здесь можно получить только начальное образование.
Из-за недостатка школ, с целью полного охвата детского населения, было принято в качестве стандартной практики «автоматическое продвижение учащихся» (Декрет № 230 от 2002 г.), означающее, что дети переводятся в следующий класс независимо от результатов успеваемости, во избежание дополнительных лет нахождения в школе.
3 и 4 ступени — средняя школа — с 5 по 9, и 10-11 классы (Educación básica secundaria).
Среднее образование делится на базовое среднее (6 — 9 классы) и полное среднее (10 — 11 классы). Общий охват в 2006 году составил 65%. Средняя продолжительность обучения в школе — 11,4 лет. Основное образование в 10-11 классах сопровождается средним профессиональным образованием (СМИ Educación vocacional). У этого образования могут быть различные методы профессионального обучения или особенности (академический, технический, деловой и т. д.) согласно учебному плану, принятому каждой школой.
Учебный год может длиться с февраля по ноябрь или с августа по июнь, и во многих государственных школах, так же как и в российских, из-за недостатка мест и учителей дети учатся в две смены — утром и днём.
После успешного окончания начальной и средней школы выпускники получают диплом о среднем образовании.
Для того, чтобы поступить в техникум, колледж или ВУЗ выпускники должны пройти тестирование (pruebas de estado), проводимое институтом ICFES.
5 ступень — высшее образование — университет, академия. Оно разделено на студенческие степени и степени последипломного образования и отрегулировано 30-м законом 1992 года. Продолжительность обучения в университете обычно 5 лет (медицина — 6-7 лет), в техникуме — 3 года. Аспирантура включает степени магистра и доктора.
Если расходы Колумбии на образование в 1991 году составляли 2,4%, то в 2013 году они выросли до 4,9 % ВВП — что стало одним из самых высоких показателей в Латинской Америке. На образование в стране тратится 14,5 % от всех правительственных расходов. В общей сложности 93,58 % (2011) населения в возрасте 15 лет и старше грамотны, среди молодёжи 16-25 лет процент грамотности составляет 98,66% (2015). Однако в сельских районах уровень грамотности значительно ниже, чем в городах.
Наука
Важнейшие центры научных исследований в области естествознания и техники — университеты. Национальный университет К. имеет 5 научно-исследовательских институтов (в числе их институт естественных наук, институт радия и Национальная астрономическая обсерватория); университету Хавериана (основанному в 1622) подчинён Геофизический институт Колумбийских Анд; университет Валье (основанный в 1945) — один из крупнейших медицинских центров Латинской Америки.
Необходимость развития национальной промышленности привела к созданию специализированных университетов: Промышленного университета в департаменте Сантандера (основанный в 1948), где ведутся научные исследования в области химии, энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности и др.; Технологического университета в Перейре и др. Научные исследования ведут также академии, в том числе Колумбийская академия точных, физических и технических наук (основана в 1931), Национальная академия медицинских наук (основана в 1890) и др., ряд институтов, в том числе географический — «Агустин Кодасси» (основан в 1935), Колумбийский институт технических стандартов (основан в 1963), технологических исследований (основан в 1958), сельскохозяйственный (основан в 1962), ядерных исследований (основан в 1959) и др. Имеются ассоциации и научные общества по различным отраслям естественных наук. Научные исследования часто ведутся без определённых планов и лишены прочной финансовой базы. Координацию научной работы частично осуществляют Колумбийский фонд научных исследований и Колумбийская ассоциация университетов. В финансировании научно-исследовательских учреждений значительную роль играют государственные и частные организации США (Национальный научный фонд, фонды Форда, Рокфеллера, Келлога и др.), которые часто определяют и направление исследований.
В области общественных наук исследования сосредоточены в ряде институтов, подведомственных университетам, в частности университету Хавьеряна, университету Анд и др. Кроме того, изучение проблем гуманитарных наук ведётся в нескольких академиях: Колумбийской академии истории (основана в 1902), Картахенской академии истории (основана в 1912), Колумбийской академии юридических наук (основана в 1894), в немногих автономных институтах, обществах и ассоциациях.
Наука в Колумбии, несмотря на препятствующие её развитию затянувшийся внутренний военный конфликт и экономическую нестабильность, развивается и в некоторых отраслях знаний достигла определённых достижений.
(По данным wikipedia.org)
Культура и её проявления |
Космонавтика — Колумбия — одна из 8 латиноамериканских стран, имеющих свои спутники на орбите Земли. 7 апреля 2007 года с космодрома Байконур в космос был отправлен первый колумбийский спутник. Аппарат типа CubeSat Libertad I предназначен для сбора телеметрической информации и для научно-исследовательской деятельности. Запуск этого спутника стал первым важным шагом в развитии колумбийской космонавтики.
Аэронавтика — в результате создания более 50 лет назад в Колумбии завода «Aeroleaver» и при поддержке колумбийского правительства был разработан и построен первый колумбийский дирижабль «Gavilán» («ястреб»), исключительно по собственной технологии. Он используется в Вооружённых силах Колумбии (FACE) и коммерческих целях.
Морская наука — Колумбия обладает одной из крупнейшей, если не самой большой верфью в Латинской Америке, расположенной в городе Картахена. Она производит речные патрульные корабли сопровождения, такие как ARC TF Juan Ricardo Oyola Vera, выпускаемые компанией Cotecmar Co. Эти корабли предназначены для патрулирования рек и прибрежных вод и обладают вертолётными площадками.
Ядерная физика — В Боготе расположен небольшой ядерный реактор IAN-R1, предоставленный Колумбии США, который был вновь запущен после нескольких лет неиспользования. Его мощности не хватает для производства энергии и он используется в исследовательских целях. В нём образуются нейтроны, поставляя ежегодно около 4 400 проб для анализа.
Медицина — По состоянию на 2007 год колумбийская медицина была признана одной из ведущих в мире. Доктор Хорхе Рейнольдс Помбо участвовал в разработке первого успешного внутреннего кардиосимулятора в 1958 году. Глазная хирургическая операция кератомилёз была разработана доктором Игнасио Барракером в 1964 году в Боготе. 10 января 1985 года доктор Элкин Лусена провёл первое успешное экстракорпоральное оплодотворение, позволившее появление первого латиноамериканского ребёнка из пробирки Каролины Мендес. 14 декабря 1985 года доктор Альберто Вильегас провёл первую операцию по пересадке сердца в Латинской Америке (у пациента Антонио Йепеса).
20 мая 1994 года Мануэль Элкин Патарройо был удостоен Премии принца Астурийского за его технические и научные исследования в разработке синтетической вакцины от малярии.
После принятия новой Конституции Колумбии в 1991 году была реформирована система социальной защиты согласно Закону 100, открывшему доступ к многочисленным медицинским услугам подавляющему числу колумбийцев. Однако последующий экономический кризис стал причиной разорения многих медицинских учреждений и трудностей для медицинского персонала.
Автор: www.colombia.Su (при перепечатке ссылка обязательна) ©