Фанни Мики — Fanny Mikey

fanny-mickeyЭту женщину можно смело назвать настоящим явлением в культурной жизни не только Колумбии, но и всей Южной Америки. Она вошла в историю континента, как создатель и организатор одного из крупнейших театральных фестивалей мира — Ибероамериканского театрального фестиваля (Festival Iberoamericano de Teatro).
Мы запомнили Фанни Мики немолодой женщиной невысокого роста с огненно-рыжей шапкой вьющихся волос, активной мимикой, очень открытой и бодрой улыбкой, в туфлях на неизменной шпильке. В ней было море обаяния и энергии. На вопрос, сколько же ей лет, она неизменно отшучивалась: «Я никогда не думаю о возрасте, когда стою планы!»
Фанни Мики, родилась и выросла в Аргентине, но трудно найти колумбийца, сделавшего для Колумбии больше чем она, и также искренне влюбленного в свою страну.
Как рассказывала сама Фанни, она мечтала о сцене с раннего детства. Когда в 16 лет она объявила родителям о своем решении стать актрисой, это было воспринято так, словно она вознамерилась стать девушкой легкого поведения. Это разрушило очень дружную и любящую семью – Фанни ушла из дома, а ее отец так никогда и не увидел дочь на сцене.

Ее предки – литовские евреи — выходцы из Российской Империи, обосновавшиеся в начале века в Аргентине. Фанни Элиза (Elisa Fanny Mickey Orlanszky) была старшей из шестерых детей Хосе Майкая (José Mikeaj) и Селии Орлански (Celia Orlanszky). По прибытии в Аргентину эмиграционные чиновники изменили фамилию Mikeaj на Mikey. fanny-mickey fanny-mickeyИмя Фанни в переводе с иврита означает «птичка». «Мое имя – это действительно я — птичка! Перелетаю с ветки на ветку постоянно и постоянно ищу счастья», – говорила она.

В молодости Фанни вышла замуж за Гастона Дияна — молодого человека с еврейским происхождением сефардов, но бесплодные отношения вскоре закончилось из-за их культурных различий и неспособности мужа принять ее актерскую карьеру.

Поиски счастья в середине жизни привели ее в Колумбию. В 1959 году Фани переехала туда вслед за любимым человеком — Педро И. Мартинесом (Pedro I. Martínez), но и с ним у нее не сложились отношения из-за религиозных разногласий. Лишь в 1976 году у Фанни и ее нового возлюбленного Энрике Альвареса (Enrique Álvarez) родился сын, которого они назвали Даниэлем (Daniel). Фанни всю жизнь была очень дружна с Даниэлем. После ее смерти он вспоминал о матери: «За неисчерпаемой деловой женщиной была игривая, справедливая и ласковая мать, которая сдерживала слезы в трудные времена и старалась не показывать своих печалей.»

fanny-mickeyfanny-mickeyЗдесь же, в Колумбии, Фанни Мики нашла страсть и любовь всей своей жизни – театр. Начало ее актерской карьеры было положено в городе Кали. Затем последовала работа в Народном театре Боготы, а в 1978 году был основан Национальный театр, бессменным директором которого Фанни являлась до конца своих дней. За более чем 50 лет работы в Колумбии она успешно выступала в роли актрисы, художественного руководителя и/или администратора различных театров, импресарио, руководителя всевозможных проектов. Однако, по ее собственному признанию, самым почетным званием она считала звание любимой зрителями актрисы.
Все, кто имел счастье работать с Фанни, отмечали ее невероятную работоспособность и оптимизм. Как только заканчивался один театральный фестиваль, она начинала грезить следующим, до которого оставалось еще два года.

festival-teatro

Итак, раз в два года в столицу Колумбии съезжаются лучшие театральные коллективы со всего мира. Здесь проходит, организованный в 1988 году неутомимой колумбийской актрисой и продюсером Фанни Мики и актером Рамиро Осорио (Ramiro Osorio) — Ибероамериканский фестиваль театра (Festival Iberoamericano de Teatro), традиционно объединяющий видных деятелей искусства из многих стран мира.

Ибероамериканский фестиваль театра был создан под лозунгом «Я верю в Колумбию» и был приурочен к 450-й годовщине основания Боготы. Сейчас он проводится каждые 2 года, в течение 17 дней, в конце марта-начале апреля. На сегодняшний день является самым крупным в мире фестивалем театрального искусства.
В фестивалях обычно участвуют около 150 театральных коллективов из нескольких десятков стран, за две с половиной недели на всех театральных площадках города дают более 500 представлений самого различного характера — от классической оперы и кукольных спектаклей до современного танца.


Обычно фестивали проходят как в театрах, так и на улице — в парках и на открытых площадках. Многие мероприятия бесплатные. Репертуар фестивалей более чем разнообразный. Здесь бывают представлены детские спектакли, уличные театры, цирки, пантомимы, танцы, китайская опера, фольклорные представления и другие сценические искусства.

В 2007 году Фанни Мики посетила российскую столицу со своим последним спектаклем «Аромат предместий и танго» (Perfume de arrabal y tango). Спектакль был поставлен к 60-летнему юбилею ее артистической деятельности. В полуторачасовом представлении она пела, рассказывала истории об актерской профессии, о любви и, конечно, — о танго: «В Колумбии очень любят танго, потому что в каждом танго умирает один аргентинец!»- насмешливо говорила она. Фанни уверяла, что в течение танца успеваешь влюбиться сначала в само танго, а затем в партнера.
fanny-mickeyПод влиянием шампанского, танцев, музыки, легкого эротического привкуса рассказов, а также под воздействием женщины, которая, отпраздновав 60-летие своей трудовой деятельности, продолжала ощущать себя хозяйкой жизни и победительницей, публика в зале начинала вести себя более раскованно и романтично. Фанни удавалось настроить ее на музыкальные ритмы танго, на желание танцевать и любить жизнь. Она и сама, до конца своих дней, была этой страстной любовью к жизни в ритме танго…

Фанни Микки скончалась в Кали 16 августа 2008 года в возрасте 78 лет из-за осложнений почечной недостаточности.
Торжественное прощание с Фани проходило в Боготе, в Национальном театре, а также в Элиптической палате Капитолия, куда она была перенесена для всеобщего доступа. Тысячи людей пришли попрощаться с выдающейся колумбийской актрисой, создателем Национального театра и культурного мероприятия, имеющего всемирное значение.
На следующий день ее тело было доставлено на кладбище Чапинеро (Chapinero), где ее оставалось кремировать, выполняя ее пожелание.
В завещании она просила половину своего праха отправить в Аргентину родным для захоронения, а половину развеять на острове Россарио, где у нее был дом.

Президент Колумбии Альварес Урибе вскоре подписал указ, увековечивающий ее память и наследие, превознося ее как образцового гражданина Колумбии, внесшего огромный вклад в культурное развитие страны.

Театральные работы:

Yerma de Federico García Lorca; La dama del alba de Alejandro Casona; Los guardianes de las murallas de William Saroyan; Accidentes de trabajo de Darío Nicodemi; El gesto y el verbo de Amore y otros; Rosina es frágil de Gregorio Martínez Sierra; Marido y mujer de Ugo Betti; Subterráneo de V. Carreno; Del brazo y por la calle de A. Mook; Sueño de una noche de verano de W. Shakespeare; Historias para ser contadas de Osvaldo Dragún; El amor de los cuatro coroneles de Peter Ustinov; Edipo rey de Sófocles; El monumento de Enrique Buenaventura; A la diestra de Dios Padre de Carrasquilla — Buenaventura; La loca de Chaillot de Jean;  Giraudoux; Llegaron a una ciudad de J. B. Priestley; La discreta enamorada de Lope de Vega; La zorra y las uvas de Guillermo Figuereido; Jazmin Rose de E. Buenaventura; La casa de Bernarda Alba de Federico García Lorca; Arsénico y encaje antiguo de Joseph Kesselring; Lecho nupcial de J. de Hartog; La fierecilla domada de W. Shakespeare; La Celestina de Fernando de Rojas; El bello indiferente de Jean Cocteau; Los adioses de Martínez y otros; Arrabal y tango; Buenos Aires 2×4 P. de Martínez y otros; drama-masks1 Una broma de Quevedo de A. Mook; La sal y el oro de Karel Ditler; La posadera de Goldoni; Tartufo de Molière; Julio César de William Shakespeare; Pluft, el fantasmita de María Clara Machado; EI inspector de Nikolái Gógol; Las sillas de Ionesco; Las bodas del hojalatero de John Singe; Los fusiles de la señora Carrar de Bertolt Brecht; España 1937, adaptación de poemas de Federico García Lorca, César Vallejo y Miguel Hernández; La muerte de un viajante de Arthur Miller; El Gesticulador de Rodolfo Usigli; Delito, condena y ejecución de una gallina de Manuel José Arce; Un enemigo del pueblo de Henrik Ibsen; Toma tu lanza, Sintana, Creación Colectiva del TPB; María Callas; Un tranvía llamado deseo de Tennessee Williams; I took Panama de Luis Alberto García; El rehén de Brendan Behan; ¿Quién le teme a Virginia Woolf? de Edward Albee; Los japoneses no esperan de Ricardo Talesnik; La dama de las camelias de Alejandro Dumas; La mujer del domingo de Ted Willis; Yo amo a Shirley de Willy Rusell; Mamá Colombia, creación colectiva sobre textos de Daniel Samper Pizano y Jaime Garzón; Escenas para aprender a amar de Ingmar Bergman; A Fanny lo que es de Fanny; Perfume de arrabal y tango.

Автор: www.colombia.Su (при перепечатке ссылка обязательна)  ©

11+