Велосипедная столица Южной Америки

Дорогие российские (и особенно московские!) велолюбители, сейчас я буду давить вам на «любимую мозоль» и «сыпать соль на рану», рассказывая о городе, где о велосипедистах заботятся и вкладывают в вело-инфраструктуру немалые средства. Таким городом неожиданно оказалась Богота, столица Колумбии.

Богота – город миллионник, точнее 7-ми миллионник. Как следствие, большие расстояния, запутанная городская инфраструктура, огромное количество машин и автобусов (метро в Боготе нет, в горах на высоте 2640 м. его сложно и дорого строить) и толпы людей на улицах. Для велосипедиста хуже не придумаешь! При этом на велосипедах ездят очень многие, и не только для поддержания формы, но чтобы сэкономить – общественный транспорт в Колумбии дорог (в среднем 20-30 руб. за проезд). Так бы люди и мучились, как мучаемся мы в Москве, но в начале 2000-х гг. Боготе повезло с мэром, Энрике Пеналосой, который задался целью сделать город безопасным и комфортным для велосипедистов.

Как вам нравится такое заявление: «Горожанин на велосипеде за 30$, так же важен, как и владелец машины за 30 000$». Молодец дядька! И вот еще одно, его же: «Велодорожка, которая не безопасна для восьмилетнего ребенка – это не велодорожка!».

Сейчас в Боготе почти везде на тротуарах проложены специальные велодорожки (ciclo-rutas) с двусторонним движением, разметкой и пандусами (в общей сложности – 300 км по всему городу). Судя по карте, все районы города связаны ими в единую сеть. Дорожками активно пользуются велосипедисты всех возрастов, комплекций и социального положения. Это параллельный мир, отдельный от пешеходов и машин. Кто-то несется, тренируя скорость, другие едут неспешно, гуляя и общаясь, а третьи колесят по рабочим заданиям. Не удивлюсь, если часть семейных пар сложились именно здесь)))) Также в городе есть специальные стоянки, где можно оставлять велосипед, пока хозяин отъезжает куда-то на автобусе.

Но это еще не все. У Боготы есть своя фишка, которая делает велоспорт фаном и культурным феноменом — это Ciclovia (Цикловия, от слова «колесо»). Вот уже 34 года подряд (с 1976-го) каждое воскресенье с 9 до 14 часов 120 км. городских магистралей закрываются для машин и становятся раем для любых немоторизованных колесных средств и пешеходов. Представляете! Для туристов это самая безопасная возможность посмотреть город. Во-первых, весь маршрут Цикловии патрулируется полицией. А во-вторых, в часы Цикловии в городе царит особый дух единения и хорошего настроения. Можно гулять пешком, взять велосипед напрокат или присоединиться к специальной велоэкскурсии. Цикловия — это не гонки, не соревнования, а отдых, праздник для всех желающих, охватывающий существенную часть города.

Еженедельно в мероприятии участвуют в среднем 1,5-2 млн. (30%) жителей, а в организации задействовано порядка 2500 чел – полиция, трафик-агенты, наблюдатели, менеджеры и даже инструкторы аэробики. Последние проводят открытые классы для всех желающих на нескольких площадках (в парках, на площадях и т.д.) по маршруту следования Цикловии.

Ciclovia стала настолько значимым событием, что начала обрастать мифологией. Одна из самых известных и мистических историй связана с конгрессменом Хосе Фернандо Кастро Кайседо, который скоропостижно скончался от инсульта прямо на заседании, где он лоббировал изменение часов Цикловии на более неудобные для людей (с 5 утра до полудня). Время, естественно, осталось прежнее.

Конечно и в Боготе не все идеально для велосипедистов. Поскольку город находится на высоте, воздух здесь разряженный и обедненный кислородом. Машины чадят выхлопами особенно интенсивно, так что трудно дышать. Велосипедисты и пешеходы дышат через шарфы или используют марлевые повязки. Но все это, естественно, не спасает легкие.

Богота со своей Циклавией стала законодателем веломоды и сейчас подобные регулярные мероприятия проводятся в Австралии, Эквадоре, Мехико, Франции, Новой Зеландии и Соединенных Штатах. Увы, не в России… Согласитесь, есть чему поучиться.

orange-puzzle.livejournal.com

Фото manull

 

1+

Автор записи: Miraflor

Miraflor