Главная » 2. Завоевание и колонизация страны

2. Завоевание и колонизация страны

Прибытие Колумба на новую землюКогда Христофор Колумб 12 апреля 1492 года, после трех месяцев морских скитаний, высадился на американский берег, он был уверен в том, что нашел еще один маршрут в Индию (так в те времена называли большую часть Азии). На самом деле случилась сенсация, оказавшая огромное влияние на ход всей мировой истории. Открытие и постепенное заселение американского континента не только удвоили физические размеры мира, но и увеличили количество событий, ускоряющих развитие мировой культуры. Вероятно, открытие Америки – это главное событие мирового значения после возникновения христианства.

Первые исследования колумбийского побережья были совершены испанцем Алонсо де Охеда и итальянцем Америго Веспуччи  в 1499 году на полуострове Гуахира, а Христофор Колумб обогнул со своим экипажем полуостров Кабо Тибурон (департамент Чоко) в 1502 году во время своего последнего путешествия на новые земли.

Но настоящее завоевание открытых Колумбом земель началось в 1508 году в районе залива Ураба испанскими конкистадорами под предводительством того же Алонсо де Охеды. Отчаянное сопротивление индейцев попыткам чужеземцев превратить их в рабов и распри между самими испанцами на некоторое время приостановили процесс захвата земель.

В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа, миновав территории Ураба, впервые вышел к Тихому океану, где под его управлением были построены несколько кораблей, которые должны были впоследствии выйти в море под командованием Писарро и начать завоевание Перу и Чили. После преодоления внутренних разногласий испанцы основали несколько городов на карибском побережье Южной Америки.

Первая попытка колонизации потерпела неудачу, и поселение Сан-Себастьян-де-Ураба в 1510 году было уничтожено индейскими племенами, обитавшими на побережье. Погибла и вторая колония, основанная на Панамском перешейке.

Третья попытка оказалась успешной – город Санта Марта, основанный в 1525 году, стал первым испанским городом на континенте.

Города Санта-Марта и Картахена (1533г.) обеспечивали Испании контроль над побережьем, и это давало завоевателям возможность продолжить экспансию вглубь материка.

Музей золота в г.Богота

Три экспедиционных группы под началом Гонсало Хименеса де Кесады, Себастиана де Белалькасара и Николаса де Федермана оказались в центре страны в одно и то же время с одинаковой целью  найти несметные сокровища индейцев, которым было дано мифическое название Эль Дорадо.

Гонсало Хименес де Кесада поднялся с отрядом в 900 человек вдоль русла реки Магдалена, обследуя территорию в поисках сухопутного маршрута в Перу. После восьмимесячного путешествия по тропическим джунглям и многочисленных стычек с туземцами люди Кесады выбрались на равнину центральной Колумбии, где вместо призрачного города Эль-Дорадо обнаружили цветущее государство народа Чибча. Индейцы приняли испанцев за богов и сдались без сопротивления, а их правитель бежал на запад.

Здесь в Андах, в живописной долине с уникальным климатом, куда не заглядывает тропическая жара и высокогорный холод, на высоте 2600 метров над уровнем моря, на равнине, окружённой горными массивами, на месте существовавшего уже тогда маленького индейского городка Баката, в 1538 году Гонсало Хименес де Кесада основал город Санта Фе де Богота.

В том же году люди команды Кесады основали город Тунха.

Себастиан де Белалькасар, который после основания Кито (столицы Эквадора) по приказу Писарро направился на север, где в 1536 году основал колумбийские города Попайан и Кали.  Николас де Федерман по маршруту из города Коро (Венесуэла) основал город Риоача на севере Колумбии и далее, по приказу немецких банкиров короля Карлоса V направился вглубь страны.

Подразделения Белалькасара под командованием Хорхе де Робледо продолжили исследование Кордельер, образуя различные города вдоль главного хребта Анд от Ансерма до Сантафе де Антиокия (1541 г.). В последующие годы Кесада со своими братьями расширили свои владения, назвав новые захваченные земли “El nuevo reino de Granada” – “Новое королевство Гранада”, в честь королевства Гранада, существовавшего на юге Испании до 1492 года.

Новое Королевство включало в себя территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы и Эквадора. XVI век в Америке ознаменовался наращиванием военных сил для захвата новых территорий и увеличения доходов испанской короны. Коренному населению Америки навязывалась католическая религия, узаконивающая в глазах испанских подданных существование новой империи и откровенный грабеж сокровищ туземцев, который был в приоритете у конкистадоров.

Ответной реакцией со стороны англичан и французов на создание новой империи испанцами стало возникновение пиратства по всему Карибскому бассейну. Для коренного населения Америки наступил один из самых драматичных периодов в его истории – началось разграбление земель и уничтожение аборигенов двух американских континентов европейскими завоевателями.

Личные интересы каждого конкистадора, пересекались с интересами испанского короля и немецких коммерсантов – Велсера и Фюггера, с интересами религиозных орденов – иезуитов, домиников, августинов, фрацисканцев, а так же и интересом Папы Римского, который настаивал на введении контрреформ против протестантизма. Таким образом, американские сокровища по большой части оплачивали роскошь европейских королей,  нужды Ватикана, финансировали зарождающийся капитализм, религиозные и династические войны в течение почти трех столетий.

Основу конкистадоров-завоевателей составляли наемники, жаждущие богатства, священники и собиратели дани. В их памяти еще были свежи воспоминания о войне с арабами и изгнании евреев католическими королями Испании ( арабы и евреи имели накануне открытия Америки достаточное влияние в средневековой Испании).

Конкистадоры

Конкистадоры, как настоящие наследники крестоносцев, имели больше военных навыков и знаний о войне, чем опыта в торговле или обработке земли. В большинстве своем они были выходцами из испанских провинций – Кастильи,  Эстремадуры и Андалусии и, по сути, были неграмотными католиками-фундаменталистами, авантюристами или даже преступниками. Многие первые поселенцы были обычными пастухами у себя на родине. В опасное путешествие они отправлялись без семей, жён и детей, рассчитывая быстро обогатиться и вернуться в Испанию. Но богатые золотом земли не сразу отпускали их. Жадность и жажда обогащения порождала необоснованную жестокость колонизаторов по отношению к аборигенам Америки. Церковь хоть и старалась защищать индейцев от физического насилия, но относилась совершенно беспощадно к их культуре.

В 1549 году в Сантафе-де-Богота было основано административное и судебное присутствие (аудиенция) испанских колониальных властей. Аудиенции были подчинены правители Санта-Марты, Попаяны, Антиокии, Картахены, Боготы, Иланос-Касанаре, Сан-Мартина. Президент аудиенции подчинялся вице-королевству Перу. Со стороны церкви было создано “Святое Офисио” в Картахене.

Но из-за отсутствия дорог между городами и сложного рельефа местности не было возможности создать централизованную систему власти Гранады, поэтому подчинение власти носило скорее формальный характер.

Из-за завезённых европейцами болезней стала сокращаться численность коренного населения Америки. К концу XVII века новый приток переселенцев и смешанные с индейцами браки изменили демографическую ситуацию Королевства. Его экономика основывалась на горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и небольшой по масштабам текстильной отрасли. Также применялся труд рабов-индейцев на золотых приисках Чоко и Антиокии, плантациях долин Кауки и Магдалены, на прибрежных низменностях. С начала XVI века индейцы могли отработать или выплатить дань золотом – была введена система «энкомиенда», которая практиковалась до 1700 года. Позже частные лица уже не могли воспользоваться энкомиендой и собирать дань, но жестокая эксплуатация индейцев все равно продолжалась.

Католическая церковь играла огромную роль в жизни Новой Гранады. Её основной задачей было обращение коренных жителей Америки в христианство – в католическую веру. «Духовная конкиста» – так можно было назвать этот процесс. Под патронажем церкви строились школы, больницы. Политическое настроение населения в эпоху аудиенции с 1549 по 1740 год оставалось вполне благонадежным, но к индейской культуре, традициям и обычаям церковь относилась с полным пренебрежением. Своих подопечных аборигенов священнослужители называли не иначе как «говорящая скотина». Только члены Ордена иезуитов, самого могущественного Ордена в Римско-Католической Церкви, относились к туземцам уважительно и учитывали их интересы.

В 1718 году Новая Гранада становится самостоятельным вице-королевством (этот статус был ликвидирован в 1723 году, затем восстановлен в 1740 году). В состав нового вице-королевства вошли также Эквадор, Венесуэла и Панама (1751г).

В этот период разрослась и укрепилась бюрократическая система королевства, усилилась централизация власти, расширилась транспортная инфраструктура, начала развиваться торговля пределах Новой Гранады. Население империи увеличивалось, появилась местная аристократия – креолы (испанцы, рождённые в Латинской Америке).

Колонизация шла своим чередом: предпринимались не совсем успешные попытки приручения индейцев, завозились африканские рабы для работы на шахтах и для постройки укреплений прибрежных городов от пиратов, вводились монополии на торговлю полезными ископаемыми со старым светом, обрабатывались земли (в основном для выращивания продуктов внутреннего потребления), налаживалось производство таких экспортных товаров, как шкуры, какао, табак, древесина, хлопок, хинин. Наряду с этими новшествами стало появляться некоторое недовольство населения действиями властей, которое, впрочем, быстро и радикально подавлялось.

Колледж Майор Сан Бартоломе - осн. в 1604 г.Культурное развитие также шло по особому пути: искусства работали в основном на религию; светской жизни в основном были присущи теология, охота за ведьмами и евроцентризм.

По инициатире религиозных структур в стране начали создаваться первые учебные заведения (например, Колледж Майор де Сан Бартоломе, основанный в 1604 году – действует и по сей день).

На этом этапе различия в правах между европейцами и американцами-креолами стали более явными. Впоследствии их интересы тоже стали различаться – одни стремились только разбогатеть, а другие – иметь достойную жизнь на своей земле. Силами «новых испанцев» была сформирована Ботаническая Экспедиция, которая помимо истинных научных исследований распространяла ещё и политические идеи, беспокоившие креолов. Они были недовольны дискриминационными мерами, принятыми в отношении их – им запрещалось участвовать в органах управления страной, размеры налогов в пользу Испании были непомерными, основные ресурсы и богатства страны расхищались правящей верхушкой. Также креолы были не согласны с проводимой Испанией политикой в отношении аборигенов.

Свою работу Экспедиция вела до начала событий, принесших Новой Гранаде независимость.

Процесс образования, как это было принято в колониях, находилось в ведении церкви. В столице было открыто четыре колледжа для детей знати, а для небогатых существовали церковно-приходские школы, обычно испытывавшие недостаток средств. Грамотными в то время было не более 5% детей и взрослых. Развитию путей сообщения препятствовал расчлененный горный рельеф. Большинство дорог представляли собой тропы, практически не проходимые для колесных экипажей. Даже в конце колониального периода путешествия по суше были настолько трудны, что предпочтения отдавались морским и речным путям. Так, например, из Пасто в Картахену проще и быстрее было добраться морем.

Многие характерные особенности политической структуры Колумбии сформировались еще в колониальную эпоху. В политическом отношении ее отличала слабость центральной власти, которая оказывала лишь незначительное влияние на жизнь таких отдаленных от центра районов, как Антиокиа, Каука, Панамский перешеек и побережье. Наибольшую ценность для экспорта представляло золото, однако основой колониальной экономики служили крупные хозяйства – асьенды и натуральное крестьянское хозяйство. Большинство населения составляли сельские жители; к концу колониального периода доля горожан достигла лишь 5%. Коренное население, изначально относительно немногочисленное, резко сократилось в процессе колонизации, и в населении Новой Гранады стали преобладать европейские переселенцы, частично смешавшиеся с индейцами; меньшую роль играли африканцы, завезенные в качестве рабов для работы на рудниках. В результате смешения народов сложилась метисская культура при доминировании испанского элемента. Главенство в духовной жизни быстро захватила церковь, однако в дела светской власти она вмешивалась редко. Ее богатства были чрезвычайно велики; в этом отношении церковь Колумбии можно сравнить с церковью Кубы и Чили (хотя она значительно уступала Мексике). Разобщенность колониального общества и существование в нем многих групп с различными интересами приводили к конфликтам.

Между 1785 и 1810 годами среди креолов все большее распространение получали идеи реформирования власти, отмены рабства, ограничения власти правительства. Было уделено внимание развитию образования. Был создан и открыт первый театр, газета, университет. В начале XIX века ещё никто еще из подданных королевства не сомневался в необходимости тесных связей с Испанией, но скандалы в королевской семье, напряжённость в отношениях креолов с европейскими испанцами обострили политическую обстановку в Новой Гранаде.

Настоящей прелюдией к началу борьбы за независимость, начавшейся в 1781 году, стала стычка населения с властями в северо-восточной части страны в городе Сокорро. Причиной ей послужило введение новых налогов в пользу Испании. Конфликт получил название – бунт Лос-комунерос. Он постепенно распространился и на другие регионы.

Мятеж был жестоко подавлен, а его зачинщики публично казнены.

Близкими по хронологии были также схожие события и в других испанских колониях. Освободительная борьба за независимость от Испании начала набирать силу. Французская революция в Европе, революция в Северной Америке и начавшаяся освободительная борьба в Южной Америке придали значительной части мира дух всеобщих перемен, который должен был привести его к коренным изменениям в мировом устройстве.

 

Автор: www.colombia.su  (при перепечатке ссылка обязательна)   ©


Полезные ссылки перед поездкой

Если вы готовитесь в путешествие в Колумбию или в какую-то другую страну, следующие сервисы будут полезны. Все они уже не раз были опробованы нами и с успехом доказали свою надёжность.