Золото Колумбии

Injun-guerreroЮвелирное дело в Колумбии восходит к VII веку до н. э. Возможно, оно зародилось в еще более глубокой древности, так как в других частях континента (например, на перуанской территории), контакты с которыми существовали в доколумбовы времена, возникновение ювелирного искусства датируется серединой II тыс. до н. э. Деятельность ювелиров прервалась только в XVI столетии, когда их ремесло, которое раньше было тесно связано с духовной жизнью индейских племен, свелось только к разработке месторождений золота для пополнения казны испанской короны. Ювелирное производство развивалось в течение двух тысячелетий, и его продукция выявляет чрезвычайное разнообразие по стилю и технике металлообработки.

Зона Анд с ее благоприятным для жизни климатом, богатой флорой и природными ресурсами представляла (как мы уже указывали) наилучшую среду для поселений в доколумбов период. Открытие богатых золотоносных жил в Центральных и Западных Кордильерах и россыпей, намытых реками из этих месторождений в долинах Анд, дало толчок развитию ювелирного дела у индейцев. С другой стороны, обнаружение запасов природной меди также обогатило металлургическую технологию. Из Буритики в Антиокии, Атако в Толима и других районов добычи золото поступало для дальнейшей обработки в районы, которые стали основными зонами ювелирного искусства на территории Колумбии в доиспанский период.

Пути торгового обмена нарушили изоляцию, в которой жили племена доиспанского периода,—изоляцию, обусловленную специфическими особенностями рельефа и различием этнических групп по происхождению. Золото, соль, ткани, морские раковины, изумруды были основными предметами этого обмена, далекие пути которого пересекали долины Кауки и Магдалены и поднимались в горы.

Основными способами изготовления металлических изделий, применявшимися мастерами доколумбова периода, были литье в формах из огнеупорной глины, ковка, чеканка восковые формы для получения одинаковых изделий, пайка, золочение, очистка золота, зернь и т. д. Короны, носовые украшения, диадемы, серьги, шлемы, запястья, браслеты, панцири и другие изделия из золота постоянно упоминаются в хрониках времен испанского завоевания и колониального периода. Их описания совпадают с теми подлинными предметами, которые хранятся в Музее золота Банка Республики. В первые десятилетия XVI века, когда в эти районы Анд пришли испанцы, ювелирное искусство индейских племен переживало время расцвета.

Археологические работы, проведенные нами в последние годы в зоне Сан-Агустин, позволяют утверждать, что этот важный вид деятельности восходит в Колумбии к VII веку до н. э.

Хотя главные способы обработки золота и меди в основном были общими для всех центров ювелирного искусства, изделия из разных районов страны отличаются по своему стилю и применению определенной техники. Золотые изделия, происходящие из областей Калима, Кимбайя, Дарьен, Сину, Тайрона, Муиска, Толима и Нариньо, считаются до настоящего времени наиболее типичными для различных районов, где процветало это ремесло.

Платина, месторождения которой встречаются около стока рек в Тихий океан, требует высокой температуры плавления (1775°С). Это затрудняло ее применение. Однако индейцы научились смешивать ее с золотом в порошкообразном состоянии, после чего смесь подвергали нагреву.

Золото, расплавленное при помощи паяльной трубки, обволакивало частицы платины, сплавляя их с собой. Этот металл можно было подвергать горячей ковке.

Томпак. Наиболее часто применявшейся колумбийскими ювелирами техникой изготовления ювелирных предметов был томпак, сплав золота и меди в соотношении примерно 30 (золото) к 70 (медь). Этим индейцы достигали снижения точки плавления примерно до 200 градусов.

Техника томпака также очень часто применялась племенами араваков и карибов на Антилах, в Райане и Венесуэле. Археологи Риве и Арсандо, полагая, что техника томпака распространилась от этих племен до района Амазонки, а на севере до границ Флориды, помещают центр зарождения этой техники в район Гайаны. Они считают, что термин «томпак» идентичен терминам «гуанин» араваков и «каракольи» карибов. Ныне все еще идут споры о путях распространения этого культурного элемента, хотя вышеупомянутые авторы указывают на то, что в Колумбии имеются свидетельства археологического, лингвистического и культурного характера, подтверждающие нашествия карибов, которые могли принести с собой упомянутую технику. Это предположение подтверждается и тем, что индейские племена на этой территории употребляют термин «карикури», «карикори» или «караколи» для некоторых носовых украшений из томпака или просто позолоченных, «в форме скрученных гвоздей» (как описывали их древние хронисты). Такими украшениями торговали племена района Сину, Тайроны и другие народы долины реки Каука. Следует отметить, что именно на колумбийской территории этот способ обработки золота достиг своего наивысшего развития. Благодаря технике томпака индейцы изготовляли предметы исключительной красоты и сложных орнаментальных форм. Вероятно, индейские ювелиры были посредниками, передавшими свой опыт на север, через жителей Панамы и Коста-Рики, и на юг, через племена Эквадора и перуанского побережья.

Ковка. В технике обработки металлов у доиспанских ювелиров Колумбии ковка была весьма распространена, и в ее применении индейцы достигали большего совершенства.

Она обычна для зоны, которую археологи называют «Калима», расположенной в Западных Кордильерах и ограниченной реками Калима и Дагуа.

Среди сведений, собранных Альфингером в северо-восточном районе Новой Гранады, обращает на себя внимание важное сообщение об искусстве ювелиров этой зоны.

«У них есть горны из огромных камней, молотки размером с яйцо или меньше, наковальни размером с майорканский сыр из очень прочных камней; мехи представляют собой трубки толщиной в два пальца и больше и длиной в две пяди. У них есть точные весы, которыми они взвешивают и которые сделаны из белой кости, похожей на слоновую. Есть весы и из черного дерева, похожего на эбеновое».

В собрании Музея золота хранятся инструменты, употреблявшиеся для обработки металлов, и среди них имеются каменные наковальни и молотки, внешний вид которых в точности совпадает с описанием, приведенным выше. Это лишний раз доказывает необходимость привлечения старых письменных источников, многие из которых полно освещают очень важные аспекты техники, применявшейся ювелирами доколумбова периода.

Закалка. «После нескольких ударов,—пишут археологи Клеменсия Пласас де Ньето и Ана Мария Фальчетти де Саэнс,—золотая пластина становилась хрупкой и могла сломаться, если мастер продолжал ударять по ней. Для сохранения пластичности ювелир должен был нагревать ее докрасна и снова охлаждать, погружая в воду.
Этот процесс, известный под названием закалки, позволял продолжать ковку металла до получения изделия нужного размера и толщины.

Чеканка. Указанные выше археологи, изучавшие технику изготовления золотых предметов, так описывают способ чеканки.
«Получив пластину равномерной толщины, на ней рисовали основные контуры желаемого декоративного рисунка. Затем давлением на металл делали поверхность отмеченных зон рельефной. Эту работу мастера выполняли с помощью инструментов из золота, камня или рога (чеканами, лощилами, штихелями). Причем пластина всегда помещалась на мягкую поверхность: на толстую кожу или на мешок, наполненный мелким песком».
«После этого изделие обрабатывали с другой стороны, выдавливая с помощью чеканов границы выпуклых зон. Обе стороны изделия обрабатывались затем попеременно. Каждый раз, как изделие становилось хрупким, ювелир должен был нагревать его, чтобы иметь возможность продолжать свою работу».

herramientas-de-joyeria«Чтобы сделать объемные вещи на основе пластин, ювелиры соединяли их, применяя различные способы. Наиболее простой из них—соединение частей с помощью гвоздей из золота… или с помощью сгибов на краях каждой из соединяемых частей. Этот способ использовали при покрытии золотыми пластинами неметаллических предметов. В районе Калима находят изделия из золота в форме морских раковин, флейт, труб, жезлов—все они исполнялись путем тиснения на настоящих раковинах и предметах из дерева, которые не сохранились.

Наиболее сложный процесс применялся для соединения зерен, проволоки и пластин из золота между собой. Предметы, изготовленные таким образом, были необычайно изящны. Этот метод, известный этрусским и греческим ювелирам под названием «зернь», применялся и в Америке, особенно на юге Колумбии и на северо-западе Эквадора. Он позволял соединять части с различным содержанием золота. Если отдельные части были из золота высокой пробы (18—24 карата), на место соединения помещалась капля ацетата меди (который получается растворением меди в уксусе) и несколько капель клея органического происхождения (рыбий клей или растительный). Затем части нагревали слабым пламенем в атмосфере, бедной кислородом, идеальной для выполнения этой операции. Органический клей выгорал в ходе процесса, медь сплавлялась с золотом изделия, образуя молекулярное соединение в местах соприкосновения двух частей».
«В том случае, если соединяемые части сделаны из томпака, добавлять ацетат меди было не обязательно».
«Этот сложный процесс требовал высоких температур (на 25° С ниже точки плавления металла), и малейшая ошибка могла разрушить изделие. При применении этого метода соединение получалось прочным и вместе с тем почти незаметным».

Способ формового литья. Способ литья в открытой форме применялся для отливки небольших изделий, которые затем подвергались полировке. В этом случае передняя часть отливаемой фигуры приходилась на дно формы.

Применяемое также литье пустотелых изделий, известное под названием «способ утраченного воска», часто употреблялось при изготовлении ювелирных изделий. При этом индейцы умели изготавливать предметы сложной формы, даже с подвижными частями. Процесс заключался в следующем:

fundicion de oro1. Желаемая фигура выполнялась из глины, смешанной с углем.
2. Изготовленный таким способом предмет покрывался слоем воска, и именно к нему присоединялись каналы, через которые заливали расплавленное золото, и несколько креплений, чтобы поддерживать основу в нужном положении и облегчить циркуляцию расплавленного золота.
3. Изготовленную модель заформовывали в глину наподобие внешнего панциря.
4. С помощью нагрева воск удаляли, а затем в пустотелую форму заливали металл, который занимал место воска. Глиняную форму разбивали и получали ювелирное изделие, с большой точностью повторявшее модель.

Во многих случаях, особенно при изготовлении сосудов, основу из глины и угля удаляли, чтобы получить полое изделие.

Способ отливки по модели, покрытой воском, давал большую экономию металла и возможность приделывать к фигуре заранее изготовленные части. При изготовлении плоских изделий—тунхо, серег, носовых украшений и других предметов—процедура была почти та же, но модель выполнялась не из глины, покрытой слоем воска, а полностью из воска.
Очистка местного золота. Как мы уже указывали, индейцы применяли ковку и чеканку для изготовления таких предметов, как нагрудные украшения, серьги, диадемы и т. д. Материалом в этих случаях служило мягкое золото, более ковкое и гибкое. Его получали, подвергая самородное золото и россыпное золото очистке, в ходе которой удаляли примеси, затруднявшие обработку. Очистка золота была одной из наиболее совершенных металлургических операций, применявшихся ювелирами доколумбова периода.

estatuilla-doradaДля этой цели индейцы смешивали золото с глиной и поваренной солью и эту смесь подвергали термической обработке. «Химические реакции в процессе очистки золота, смешанного с глиной и поваренной солью,—пишет Баррига Вильяльба,—следующие: при температуре красного каления под действием кремнезема образуется хлор, который реагирует со всеми металлами, даже с золотом. Образовавшиеся хлориды улетучиваются. Хлорид серебра почти полностью абсорбируется глиной, а хлорид золота моментально разлагается, выделяя чистое золото. Таким образом, частицы золота покрываются слоем чистого металла, который становится тем толще, чем больше длится процесс и чем выше температура. По этой причине частицы золота для большего успеха операции должны быть возможно более мелкими, что облегчает действие хлора». Этот остроумный способ—показатель физико-химических знаний, которыми обладали наши ювелиры—был неизвестен европейской металлургии того времени. Тот же автор отмечает, что Монетный двор в Боготе стал применять технику местных ювелиров с 1627 года, когда там начали чеканить золото. Это стало известно из доклада 1797 года государственного чеканщика дона Луиса Ортега-и-Падилья, где детально описывался процесс очистки золота.

Золочение. Техника золочения придавала изделиям из низкопробного золота или томпака вид предметов из чистого золота.

Она применялась муисками, кимбайа, сину и другими ювелирами Колумбии доиспанского периода. Существуют сообщения об этой технике хронистов времен испанского завоевания, в которых отмечается, что испанцы часто бывали обмануты, получая (как подать от племен) золото, которое они считали высокопробным и которое, к их удивлению, при плавлении оказывалось крайне низкого качества.

Фернандес де Энсисо в 1519 году писал об индейцах Санта-Марта следующее:
«Индейцы владели большим количеством золота и меди. Много было у них и золоченой меди. Говорят, что индейцы золотят медь травой, которая растет в тех землях, и если истолочь ее и выжать сок, а потом вымыть в нем медь и положить ее в огонь, то медь приобретает цвет золота, и цвет этот ярче или бледнее в зависимости от того, больше или меньше взято травы».

Эти данные полностью подтверждаются анализом предметов, найденных в раскопках как на территории Эквадора, так и на территории Колумбии, относящихся ко времени до прихода испанцев. Баррига Вильяльба, основываясь на анализе позолоченных изделий, хранящихся в Музее золота Банка Республики, так объясняет этот способ с технической точки зрения:

«Если изделие из золота какой-либо пробы, например из томпака, в течение многих часов подвергается обработке при температуре ниже температуры плавления в хорошо приготовленной смеси из глины и соли, происходят те же процессы, что и при очистке золота. С поверхности изделия удаляются окислы металлов и часть серебра, и остается слой золота тем большей толщины, чем дольше идет процесс. С помощью золочения и последующей полировки изделие приобретает вид чистого золота».

Риве и Арсандо, пораженные сходством техники золочения в Америке и Европе, после тщательного изучения этого вопроса пришли к выводу, что эта техника была известна в Старом Свете уже в древности, что известно по текстам XI и первых десятилетий XII века. Подобную технику золочения, открытую в Америке, они считают конвергентной, указывая на то, что многие открытия делаются при культурном развитии народов одновременно независимо друг от друга.
Техника золочения была достаточно широко распространена в Америке, ее знали индейцы Мексики, Гватемалы, Панамы, Колумбии и Эквадора. Мы еще не знаем, дошла ли она до Перу и Боливии но металлургам Чили и Аргентины она была незнакома.

По книге Луиса Дуке Гомеса «Золото Колумбии»
 

 

1+