История развития музыки

Народная музыка Колумбии отражает своеобразие национального состава страны. На Тихоокеанском побережье и в центральных горных районах преобладает креольская музыка с типично испанскими чертами; во внутренних областях и в восточной части сохраняется индейская музыкальная культура; музыкальный фольклор карибского побережья испытал влияние негритянской музыки. Основные песенно-хореографические формы креольской музыки — бамбуко, пасильо, торбельино, гуабина и др. В инструментарии преобладают струнные щипковые — типле (разновидность гитары), бандола, рекинто. Для индейской музыки типичен пентатонный строй, неразрывное единство песни, пляски и инструментального сопровождения; преобладание духовых музыкальных инструментов (тростниковые флейты, деревянные трубы — фотуто) и ударно-шумовых (различные барабаны, барабан-ксилофон мангуаре, погремушки). Негритянский фольклор отличается подчеркнутой 2-дольностью, остро синкопированными ритмами, полиритмией, преобладанием ударно-шумовых музыкальных инструментов. Наиболее распространённые песенно-танцевальные формы — порро, кумбия, меренге, румба.

Профессиональная музыка зародилась в начале 17 в. (связана главным образом с церковью). Светская музыка стала развиваться в конце 18 в.

В 1784 в Боготе создан первый инструментальный ансамбль — духовой оркестр. После завоевания независимости активизировалась концертная жизнь. С 40-х гг. 19 в. в К. гастролировали итальянские оперные труппы.

Значителен вклад в колумбийскую музыку европейских композиторов, живших в К. в начале 19 в., в том числе англичанина Г. Прайса — организатора первого в К. музыкального Филармонического общества, его сына Дж. Прайса — основателя Национальной академии музыки (1882; с 1910 — Национальная консерватория).

Среди композиторов 19 в. — А. Веласко, Н. К. Речедель, Э. Салас, Х. Х. Гуарин, Х. К. Арвело, О. Синдичи (итальянец по происхождению, автор Национального гимна К.), Х. М. Понсе де Леон — автор первых колумбийских опер «Эстер» (1874) и «Флоринда» (1880). Крупнейший композитор — Г. Урибе Ольгин. Среди музыкантов 20 в.: композиторы А. М. Валенсия, Х. Б. Сильва, Х. Р. Контрерас, К. П. Амадор, Л. А. Эскобар, дирижёр Г. Эспиноса Грау — основатель Национального симфонического оркестра (1936), певец Л. Маспа, музыковеды Х. И. Педромо Эскобар, Э. де Лима.

Центр музыкальной жизни — Богота, где функционируют оперный театр, Национальная консерватория, Национальный симфонический оркестр, Национальный духовой оркестр, хореографическая труппа «Фольклорный балет», научно-исследовательский центр по изучению фольклора (при Национальном университете).

Консерватории и музыкальные школы имеются в др. городах.

П.А. Пичугин  ©

0