Скульптурные творения

SkulpturaСкульптура Колумбии представлена широким спектром произведений разных эпох, начиная от каменных изваяний инков, обнаруженных в Сан-Агустине и датированных 1-м тысячелетием до н.э. до современных работ известного на весь мир мастера Фернандо Ботеро, созидающего в технике фигуративизма.

К 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. относят культуру Сан-Агустин, открытую в лесах южной Колумбии. Святилища из каменных плит, рельефы, изображающие животных и молящихся людей, схематичные каменные фигуры людей высотой 2-3 м, часто со звериными чертами впечатляют посетителей археологического парка своей древностью и загадочностью.
С тех пор как испанский монах Фрай Хуан де Санта Гертрудис в 1794 году впервые сообщил об этих исполинах, историки и археологи гадают об их происхождении и возрасте. Одни считают, что они возникли в VI веке до н. э., другие склоняются к более поздним датировкам, относя эти произведения к культуре, уничтоженной инками незадолго до испанского завоевания. В них есть известное сходство со знаменитыми каменными идолами с острова Пасхи. На сегодняшний день в Долине статуй найдено свыше 500 гигантских каменных изваяний людей, богов и животных. Они разбросаны более чем в 20 местах в лесистой, сплошь заросшей орхидеями долине реки Магдалены.

San AgustínВытесанные из камня фигуры выглядят на фоне этого ландшафта мрачно и отрешенно. Герои мифологических персонажей выполнены в различных стилях и датируются разными веками. Высота некоторых достигает 6-ти метров.
К Сан-Агустинской культуре близка культура Тьеррадентро. Также интересна разнообразием и гротескностью статуэток культура Нариньо.
Ювелиры Тайрона, Кимбайя, Калима, Сину и других южноамериканских народностей славились своим непревзойдённым мастерством в изготовлении художественных изделий из золота, сплава золота с медью и керамики. Во времена испанской колонизации бóльшая часть этих уникальных произведений безжалостно уничтожалась, а золотые изделия переплавлялись в слитки и переправлялись в Испанию.
Более чем трехвековое господство европейцев в Америке — одна из самых трагических страниц в истории этого континента. Хотя европейцы и принесли в Америку более высокий общественный строй — для коренных жителей этот перелом принял на редкость мучительный и насильственный характер. Он сопровождался чудовищным кровопролитием, зверским уничтожением миллионов аборигенов, а в тех областях, где существовала великая древняя культура — ее варварским разрушением.
BucaramangaК концу 16 века Испании принадлежала почти вся Латинская Америка и около трети Северной Америки.
Уже во второй половине 16 столетия в Латинской Америке завершился в основном первый, завоевательный этап колонизации. В диких местностях или буквально на фундаментах уничтоженных индейских городов основывались новые города. Еще в первой половине 16 века была установлена система городской планировки с прямоугольной сеткой улиц, с размещением в центре города главной площади, на которой находились собор и ратуша. Архитектурные и скульптурные типы и формы были импортированы из Испании, а условия стремительного и кровопролитного завоевания диктовали более упрощенный характер воздвигавшихся зданий, наделенных чертами крепостной архитектуры — в первую очередь церквей, предназначавшихся и для обращения индейцев в христианство и для обороны. В архитектуре 16 века, так же как в живописи и скульптуре, художественные традиции европейских и американских народов существовали как бы независимо друг от друга. Процесс их более тесного и плодотворного слияния относится уже к 17-18 векам.
Феодальный гнет в Латинской Америке усугублялся неограниченной властью католической церкви.
Spanish Missionary in CartagenaАппетиты духовенства, развившего здесь бурную миссионерскую деятельность, были поистине безграничны. Уже в начале 17 века в Новом Свете было построено семь тысяч церквей и пятьсот различных монастырей, а к 1810 году церкви принадлежало больше трети всей земли.
Однако латиноамериканская культура не несла в себе прямого отражения бурных событий, происходивших в Южной Америке. В целом она отмечена печатью консерватизма, что вполне объяснимо, ибо господствующие классы Испании стремились всячески воспрепятствовать проникновению в колонии новых идей, насаждая здесь культуру метрополии в ее наиболее реакционных проявлениях. В области архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства католическая церковь принесла в Латинскую Америку и в Колумбию в частности весь богатый репертуар своего идейного и эстетического воздействия: великолепие пышных храмов и огромных резных алтарей, мистическую взволнованность образов скульптуры и живописи.
Архитектура и скульптура колониального периода характеризовались преобладанием форм позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В 16-17 веках в искусстве преобладал декоративный стиль платереск, а также маньеризм и стиль барокко, с обилием искривленных линий, необычными формами и изощренным декором.
IglesiaНет необходимости доказывать, насколько сковывало творческие возможности латиноамериканских народов насильственное навязывание им культуры, импортированной из Европы. И тем не менее в этот период, зачастую в трагически противоречивых формах, совершался процесс приобщения их к достижениям мировой науки, просвещения и искусства, имевший столь существенное значение в развитии самосознания молодых складывающихся наций. Вместе с тем то новое и подчас передовое, что, несмотря на ограничения и строжайшую цензуру, проникало в Латинскую Америку, попадало не на бесплодную почву.
Хотя развитие местной культуры в колониальный период было подорвано, оно продолжалось подспудно. Особенно наглядно живучесть древних традиций сказалась в пластических искусствах. В результате слияния элементов европейской и местной художественных культур в 17-18 веках возникло новое латиноамериканское искусство, отмеченное чертами своеобразия, свежести и оригинальности. Следует, однако, учесть, что сфера распространения этого искусства охватила далеко не в равной степени все колониальные владения. В тех областях, где индейское население составило большинство и где существовали высокоразвитые художественные традиции, были созданы наиболее интересные и самобытные произведения. Европейский элемент, напротив, преобладал там, где местное население было почти полностью истреблено. Вместе с тем не все разделы искусства развивались в этот период равномерно. Пожалуй, в наименее благоприятных условиях оказалась живопись.
Коренное население Южной Америки просто не владело европейской изобразительной техникой, сюжеты и образы, подчинённые церковному шаблону, не вдохновляли местных мастеров и были им чужды. Тем не менее сближение живописи метрополии и народного творчества всё равно происходило. Своеобразие произведений того периода раскрывается в некоторой их наивной «лубочности», непосредственности образного мышления и яркой декоративности красок, в которых использовались местные краски индиго и кошениль.
MonumentoБлизость к народному творчеству сказалась и в области скульптуры. И здесь мастера принуждены были работать в сфере религиозной пластики, создавая раскрашенные деревянные статуи святых, резные алтари, проповеднические кафедры.

Столь присущее им развитое чувство пластической формы придавало особый характер многим произведениям, особенно выполненным из камня. Оно проявилось и там, где, казалось бы, оставались незыблемыми каноны церковного искусства. Мастера вносили в декоративные формы элементы своего языческого фольклора, а в изображение Христа, который стал для индейцев символом их собственных страданий, черты индейского этнического типа.
Применялась иногда и сложная древняя техника.

Церковь допускала все эти «вольности» в значительной мере потому, что она очень скоро поняла всю выгоду от широкого использования бесплатного труда искусных индейских мастеров. Не менее широко использовался их труд в строительстве и в прикладном искусстве.

17-18 века — время расцвета в Латинской Америке ряда промыслов. Как правило, возглавляли эти промыслы испанцы, но именно индейцы были здесь основными исполнителями изделий, вносившими в них и свой природный вкус и свои художественные традиции. Не случайно в колониальный период было создано немало великолепных произведений прикладного искусства.

Однако самые значительные художественные достижения этого времени относятся к области архитектуры. Активная строительная деятельность была одним из средств утверждения господства испанцев и португальцев в Новом Свете. Многое, что было создано здесь, носило характер откровенной пропаганды католицизма. И вместе с тем слияние элементов европейского и местного зодчества дало интересный и плодотворный результат. В лучших памятниках латиноамериканской архитектуры традиции испанского Ренессанса и барокко обогатились неисчерпаемой фантазией народного творчества. В огромных колониях Нового Света было воздвигнуто колоссальное количество украшенных скульптурой и живописью зданий.

BolivarБурные события 19-20 веков, произошедшие в Южной Америке, нашли своё отражение в изобразительном искусстве и скульптурных воплощениях колумбийских мастеров.

В 1819 году Колумбия стала независимой от испанского колониального гнёта. И хотя лидер освободительного движения — Симон Боливар, стремящийся объединить страны в единое сильное государство, умер в забвении, непонятый соратниками — вскоре его заслугу перед народами Южной Америки по достоинству оценил весь мир.

Во многих городах континента ему установлены памятники и существуют улицы, площади, или парки, носящие его имя, и Колумбия в этом списке не является исключением.

Скульптурное изображение Освободителя варьируется от его реалистического воплощения в камне и бронзе до монументов, выполненных в манере абстракционизма, или как бы «мистического реализма».

Интересна в этом плане скульптурная композиция «Боливар в теле кондора», выполненная колумбийским скульптором Родриго Аренасом Бетанкуром (1919-1995) (Rodrigo Arenas Betancur) и установленная перед Кафедральным собором в городе Манисалесе (деп. Кальдас).

Фигура генерала полностью обнажена. На его плечах – голова кондора, одно из крыльев великого революционера порвано. Человеческое лицо летит впереди, на стрелах.
Надпись на подножии монумента поясняет, что Освободитель продолжает свою благородную миссию, преодолев узы пространства, времени и человеческого тела.

В городе Перейра (деп. Рисаральда) в 1963 году была установлена созданная этим же автором скульптурная композиция обнажённого Боливара на коне. Напряжение, единый порыв, в котором Боливар устремляется в будущее, неся свои вольнолюбивые идеи и пламя борьбы за свободу закабалённым народам Америки, понятны без слов.
ManizalesПрофессиональным союзом художников России Родриго Аренас Бетанкур внесён в Единый Художественный Каталог «10 000 лучших художников мира XVIII-XXI веков. Художники трехмерного пространства».

Все работы Бетанкура отличаются почти осязаемым душевным порывом изображаемых им персонажей, их стремительностью, идеями, устремленными в будущее. В своём творчестве мастер почти никогда не использовал статическое изображение фигур. Его герои как бы выхватывают какой-нибудь значимый момент из своей бурной, кипящей страстями и борьбой жизни и застывают так навечно, неся сквозь время рассказы в камне о своих подвигах, мечтах и страданиях.

Таковы его скульптурные композиции Лос Фундадорес (Los Fundadores) — памятник Основателям (последняя работа Бетанкура), Эль Прометео (El Prometeo) и другие.

Не только Бетанкур, но и другие латиноамериканские мастера создавали и создают скульптурные композиции, отражающие динамику произошедших и происходящих событий. И в течение 19-20 веков в Колумбии был создан целый ряд интереснейших работ подобного типа.

В этой области используется самая различная тематика — от библейского повествования застывших в камне сцен восхождения Христа на Голгофу (Богота, гора Монсеррат) до скульптурного монумента, отражающего восстание простолюдинов в 1781 году против колониальной администрации, установленного на вершине горной гряды, тянущейся вдоль каньона Чикамоча (Chicamocha) (деп. Сантандер).
Автор 35 метрового монумента «Памятник Сантандер» («Monumento a la Santandereanidad») скульптор Луис Гильермо Вальехо. Строительство памятника завершено в 2007 году. Скульптурный ансамбль включает в себя 35 фигур, представляющих различных участников восстания из провинции Сантандер.

Интересны также монументы, созданные в более символичной форме, но отражающие также немаловажные события и настроения в жизни колумбийского общества. Установленный в городе Кали (деп. Валье дель Каука) монумент Solidaridad, повествует о солидарности и взаимовыручке людей, имеющих равные права — об этом говорят их обнаженные тела.
В столице департамента Антиокия в городе Медельине монумент Родриго Аренаса Бетанкура «La Raza» высотой около 38 метров символизирует дань культуре народа Paisa.
А в департаменте Бойака его же монумент, посвящённый битве el Pantano de Vargas в июле 1819 года является одним из самых крупных в Латинской Америке. Он отлит из бронзы и весит 2000 тонн.

Подобная практика, создающая наглядные масштабные скульптурные композиции используется и в жизнеописании будничных житейских сцен. Музыка и танцы, работа на кофейных плантациях, или на бескрайних просторах льянос отражается в этих скульптурных произведениях. Так в парке Малокас (деп. Мета) установлена композиция, рассказывающая о нелёгком труде ковбоев-льянерос.В застывшем сюжете погонщики скота помогают животным преодолеть трудный путь до нового пастбища.
Любопытны также памятники национальным турнирам Колео (Сoleo). Соревнование по этому, одному из самых опасных видов спорта, регулярно проводятся среди ковбоев Колумбии. На полном скаку спортсмен должен поймать разъярённого быка за хвост и повалить его на землю.
А в парке Cafetero (деп. Киндио) художник остановил мгновенья трудовых буден работников кофейной плантации.

Начавшийся пробуждаться в середине 20-го века интерес к социальным и бытовым проблемам страны отобразили в искусстве не только Родриго Аренас Бетанкур, но также художники П. Н. Гомес Агудело, И. Гомес Харамильо и другие мастера. Традиции реалистического бытового жанра и портрета продолжили живописцы М. Диас Варгас, Э. Мартинес и Х. Родригес Асеведо. Живописцы Л. А. Акунья, А. Рамирес Фахардо, Р. Гомес Кампусано, скульптор Р. Росо обращаются к опыту мексиканского искусства и к древним традициям, стремясь выразить характер своего народа. Среди представителей модернистических течений — живописец Э. Грау Араухо (р.1920), скульптор Э. Негре и живописец и скульптор с мировым именем Фернандо Ботеро (р. 1932). Два самых известных колумбийских мастера — Энрике Грау и Фернандо Ботеро создали новый тип образов: их работы выполнялись в гротескной, карикатурной манере и часто носили политическую окраску. В особенности это относится к рисункам, живописи и скульптуре Фернандо Ботеро, изображавшего непомерно раздутые фигуры в статичных позах. В его родном городе Медельине организован целый скульптурный парк-выставка его фривольных трехмерных произведений.
Здесь можно побродить по названной в его честь площади Plaza Botero и полюбоваться на дородные округлости мужских и женских фигур, мифических персонажей и животных. Все они дышат спокойствием, неторопливостью и собственной излишней значимостью от которой посетителям парка и музея иногда становится весело.
Кто-то норовит улечься рядом с пышнотелой толстушкой, чтобы запечатлеть себя с ней на память, а кто-то пристроиться в тени колонообразных ног голого римского воина в одном только шлеме.
Присущие колумбийцам мягкое чувство юмора, ироничность и доброжелательность проявляются и у других мастеров живописи и скульптуры.

Так в разных городах Колумбии часто встречаются пусть и не такие знаменитые скульптурные композиции как у именитых творцов, но они тоже поднимают настроение местным жителям и гостям, а значит выполняют свою функцию.
Великие фантазеры и мечтатели — колумбийские художники и скульпторы никогда не забывают о мире детства и сказок. Бронзовые скульптуры колумбийского художника Нано Лопеса неизменно привлекают внимание зрителей своей яркостью и необычностью. Этот скульптор обладает очень редким талантом – возвращать нас в мир детства, в мир чудес и ярких красок, в мир неограниченных возможностей и тяги к исследованиям. Его скульптуры напоминают о существовании иных сказочных миров, где жизнь протекает красочно и чудесно.
В процессе своего творчества художник добавляет к бронзе, из которой изготовлены его скульптуры, различные органические и синтетические детали, которые наиболее точно отражают глубину и богатство окружающего его мира. Но несмотря на всю игру красок и причудливость форм, работы Нано – это не просто возвращение к детству, они требуют внимательного и вдумчивого созерцания.

Любовь к сказочным персонажам и ярким краскам пришла к современным колумбийцам из индейской мифологии. Великие древние культуры Кимбайя, Тайрона, Чибча-Муисков и многие другие привнесли в современную культуру Колумбии свой яркий колорит и сказочность. Потомки американских аборигенов свято чтят традиции и умение своих отцов и стараются передать свое мастерство детям. Так в департаменте Путумайо, на юго-западной оконечности Колумбии, в долине Сибундой проживает индейский народ Кильясинга, славящийся своим умением изготовления масок из дерева и деревянных статуй, олицетворяющих мифологические существа.
В городе Сибундой, на одной из площадей выставлена целая галерея таких работ. Очевидцы мастерства индейцев утверждают, что они могут вырезать сотни масок с различным выражением боли и счастья и разукрасить их в неповторимые цвета.

К сожалению большинство навыков древних искусных ювелиров, камнетесов и резчиков по дереву среди современных индейцев навсегда утеряны. В Колумбии и других странах Южной Америки остались лишь памятники об этих талантливых мастерах, живших в гармонии с окружающим миром. Так в городе Санта-Марта на Карибском побережье установлен ансамбль памятников народу Тайрона, среди которого было когда-то немало искусных ювелиров — оставшиеся после них произведения ювелирного и керамического искусства хранятся в Музее Золота в Боготе.

А в департаменте Киндио установлены памятники культуре Кимбайя, также славящейся своими мастерами изготовления украшений, предметов быта и статуй из золота.
Памятники аборигенам встречаются и в других городах Колумбии.
Знаменитый памятник индианке Каталине стал одним из символов города Картахены. Легенда гласит о великой любви заезжего испанского конкистадора к дочери местного вождя, прекрасной принцессе Каталине, которая служила при нем переводчиком. Индианка всячески заступалась за свой многострадальный народ перед жестоким завоевателем.

Творчество колумбийских мастеров никогда не стояло на месте. Трудолюбивый и любознательный народ постоянно находит всё новые формы отображения в искусстве своей жизни, мечтаний и устремлений.

Так все больше становится популярным уличный театр застывшей скульптуры, а к проводимым ежегодно карнавалам в Пасто, Барранкилье и других городах страны мастера создают удивительные по спектру красок и мифологическому содержанию сказочные карросы с гигантскими скульптурами — персонажами мифов и легенд, которыми так неисчерпаемо богата земля Колумбии.
Использованы материалы «Энциклопедии искусства».

Автор: www.colombia.Su  (при перепечатке ссылка обязательна)   ©

3+