Литература

knigiУ истоков колумбийской литературной традиции стоят хронисты XVI–XVII вв.: Педро де Агуадо (Pedro de Aguado) (1503–1588), Хуан де Кастельянос (Juan de Castellanos) (1522–1607), автор историко-эпической поэмы Элегии о достославных мужах Индии, Лукас Фернандес де Пьедраита (Lucas Fernadez de Piedrahita) (1624–1688) и Хуан Родригес Фрейле (Juan Rodrigues Freyle) (1556–1638).

Во время борьбы за независимость в политической и литературной жизни Колумбии большой популярностью пользовались просветительские идеи, заимствованные из Франции; активным проповедником этих идей был Антонио Нариньо (Antonio Narino) (1765–1823). Позднее колумбийский писатель-романтик Хорхе Исаакс (Jorge Isaacs) (1837–1895) создал один из самых читаемых в Латинской Америке романов Мария (1867). Романтиками были и наиболее известные лирические поэты XIX в. Хосе Эусебио Каро (Jose Eusebio Caro) (1817–1853) и Рафаэль Помбо (Rafael Pombo) (1833–1912). Поэты и филологи Руфино Хосе Куэрво (Rufino Jose Cuervo) (1801–1853) и Мигель Антонио Каро (Miguel Antonio Caro) (1843–1909) основатели гуманитарных наук Колумбии; Институт имени Каро и Куэрво, созданный в 1942 для развития лингвистических, филологических, литературных и биографических исследований, занимает почетное место среди подобных учреждений стран Латинской Америки.

Среди латиноамериканских поэтов-модернистов конца XIX в. выделяется Хосе Асунсьон Сильва (Jose Asuncion Silva) (1865–1896), одинаково свободно владевший и традиционными, и новыми формами стихосложения. Гильермо Валенсия (Guillermo Valencia) (1873–1943), которого часто называли «самым парнасским» из латиноамериканских поэтов, соединил в своих стихах классический стиль греческой и латинской поэзии с особенностями испанского стиля Раннего Возрождения.

Полемическую реакцию на модернизм составила постмодернистская тенденция: с особой остротой она проявилась в саркастической бытописательной поэзии Луиса Карлоса Лопеса (Luis Carlos Lopez) (1883–1950) и в трагической эмоционально обнаженной лирике Мигеля Анхеля Осорио (Miguel Angel Osorio) (псевд. Порфирио Барба Хакоб (Porfirio Barba Jacob), 1883–1942). Авангардистские тенденции в колумбийской поэзии представляют Леон де Грейфф (Leon de Greiff) (1895–1976) и Луис Видалес (Luis Vidales) (р. 1904). Из прозаиков известностью пользовались зачинатель реализма Томас Карраскилья (Tomas Carrasquilla) (1858–1940) и особенно Хосе Эустасио Ривера (Jose Eustacio Rivera) (1889–1928), роман которого Пучина (1924) повествует о тяжелой жизни сборщиков каучука в джунглях верхней Амазонки. Херман Арсиньегас (German Arciniegas) (р. 1900) получил международную известность как историк, автор политических эссе.

Драматург Энрике Буэнавентура (Enrique Buenaventura) (р. в 1925 г.) соединил фольклорные и традиционные театральные формы. Эдуардо Кабальеро Кальдерон (Eduardo Caballero Calderon) (1910–1993) получил известность романами сельской тематики. Среди современных поэтов самый известный на международном уровне Альваро Мутис (Alvaro Mutis) (1923 г.). Очень популярный внутри страны прозаик Мануэль Мехиа Вальехо (Manuel Mejia Vallejo) (1923 г.).

Но всё же самым знаменитым современным колумбийским писателем является Габриель Гарсиа Маркес (Gabriel Garcia Marquez) (р. в 1927 г.), лауреат Нобелевской премии по литературе 1982; его знаменитый роман Сто лет одиночества (1970 г.) написан в стиле «магического реализма», сочетающего скрупулезное описание реалий социальной и политической жизни Колумбии с элементами фантастики.

Автор: www.colombia.su (при перепечатке ссылка обязательна)

0