Ювелирное мастерство затерянных цивилизаций

Museo del oroДо начала конкисты

Перед вторжением испанцев в Южную Америку на территории нынешней Колумбии проживало около 2 млн человек. Большинство коренного населения составляли индейские племена, принадлежавшие к различным языковым группам (карибской, аравакской и чибча-муисков). Среди индейцев Чибча, преобладавших на территории современной Колумбии, различают две культурные традиции — Тайрона и Муиски.

По теме археология: Нац. археологич. парки


  • НАП Затерянный город

  • НАП Сан Агустин

  • НАП Тьеррадентро
  • Носители культуры Тайрона жили на склонах массива Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, вблизи карибского побережья, где у них было несколько крупных поселений с каменными сооружениями.

    Более многочисленными (предположительно около 600 тыс. человек) 3 оседлые племена Муисков, создавших развитое общество со структурой.

    Муиски населяли высокогорное плато Кундинамарка, примерно в 600 км к югу от Санта-Марты. Это была самая развитая цивилизация на всем пространстве между государствами майя в Центральной Америке и инков на территории Перу.

    Занимая относительно небольшую территорию (около 15,5 тыс. км²), они были трудолюбивыми земледельцами и искусными ремесленниками, создававшими ювелирные изделия из золота и сплава золота с медью; они также вели оживленную торговлю с другими народами, используя в качестве меновой единицы золотые пластинки.

    В религии Чибча центральное место занимало солнце как источник плодородия. В одном из обрядов, совершавшихся на священном озере Гуатавита, происходило омовение в озере вождя, предварительно осыпанного золотым порошком (именно этот обряд породил слухи о богатой золотом стране Эльдорадо).

    Как и другие индейские племена, Чибча-Муиски приносили жертвы Богу-Солнцу (в отличие от ацтеков, в жертву приносились животные).

    Древние ювелиры Колумбии

    Расположенный в Боготе Музей Золота Колумбийского Банка Республики владеет одной из самых богатых коллекций ювелирного искусства доколумбовой эпохи на американском континенте. Экспозиция музея включает в себя более 55 тысяч ювелирных изделий из золота, серебра и сплавов драгоценных металлов, а также предметов керамики, изготовленной древними мастерами задолго до прихода европейцев в Америку в XV веке.

    Оригиналы были найдены в индейских могилах и захоронениях в самых разных районах Колумбии, некоторым из них больше двух тысяч лет. Культуры, к которым принадлежали мастера, изготовившие эти предметы – Кимбайа, Муиска, Тайрона, Калима, Зену — обрели всемирную известность именно благодаря ювелирным украшениям из золота.

    mapaПервыми археологическими зонами, где индейцы нашли золото и поселились, были районы на юго-западе Колумбии. Позже они переместились на север страны. Эти земли были богаты медью. Индейцы научились сплавлять золото с медью и из более прочного металла делать предметы домашнего обихода. Среди найденных археологами артефактов много золотых фигурок животных и птиц — им придавалось особое значение в мифологии.

    Ягуар в мифологии индейцев являлся высшей стадией духовного перерождения, ему становилась подвластна энергия Солнца. Переродиться в него мог только опытный шаман.

    Также в индейских верованиях священными были птицы. «Высокий полет, острое зрение» — благодаря этим качествам птицы становились «посредниками» между мирской жизнью и высшими сферами. Считалось, что птицы помогали и «практически» — они приносили людям семена кукурузы, которой те питались, хлопка, из которого шили одежду, коки для ритуальных церемоний.

    Матримониальные планы бога-солнца тоже связаны с животными. Сначала солнце хотело сделать своей спутницей лягушку — в индейской мифологии символ женского естества. Но лягушка ленива, солнца не любила и ждала дождя. Потом в спутницы себе солнце подобрало змею. Змея — символ зла, тени и коварства тоже не смогла создать достойную пару. И, наконец, солнце встретило луну, и они стали днем и ночью поочередно «наблюдать за миром».

    Ювелирное мастерство в доколумбовом обществе имело особый статус: познания ювелиров и их способность обрабатывать металл вызывали у окружающих особое уважение и восхищение, их называли «Властители огня», наделяли сверхчеловеческими качествами и приписывали божественное происхождение.
    Предметы из золота были атрибутами религиозных культов, символизировали власть и использовались для заклинания божеств и сил природы. Цвет, блеск, звук и запах были теми свойствами, по которым оценивали металл, добываемый в наносных месторождениях или доставляемый из далеких мест.

    Вожди украшали золотыми предметами голову, грудь, руки. Большинство из украшений они забирали с собой в могилу. Поэтому именно в захоронениях и могильниках были сделаны основные находки. На раскопках до сих пор продолжают находить фигурки разных размеров и формы: птиц, лягушек, кошек, змей, ящериц, божков, сценки из жизни индейцев, портреты, маски, искаженные угрожающей гримасой, ступки для приготовления коки, носовые и нагрудные украшения, браслеты, ожерелья, скипетры и многое другое. Золото почиталось священным как при жизни, так и после смерти.

    Balsa-El-DoradoПлот Муисков с озера Эль Дорадо – символ мифа с таким же названием. Древний индейский миф гласит о том, что сначала солнце было невзрачным «серым» человеком. Потом его одели в золотые одежды и осыпали золотым песком: человек получил энергию золота и стал великим светилом.

    На озере Гуатавита, недалеко от того места, где сейчас находится Богота, народ, населяющий эту область Анд – Муиски, – проводили ритуал, распаливший воображение и жадность конкистадоров, решивших, что озеро – и есть недосягаемое царство Эль Дорадо. В процессе магической церемонии вождь натирал тело золотой пылью и плыл на плоту до середины озера, где погружался в воду, а его подданные с громкими криками бросали в воду золотые предметы. Свидетельство того ритуала — выполненный древними ювелирами из золота Плот Эль Дорадо – стал частью экспозиции музея. Он был обнаружен в пещере возле колумбийской столицы Боготы в 1856 году. На этом мифическом судне стоят фигуры вождя и его свиты, покрытые золотой пылью.

    Золотой плот относится к позднему периоду культуры Муиска, где-то между 1200 и 1500 годами до нашей эры. Племя Муиска в это время было одной из четырех передовых цивилизаций Америки (остальными были Ацтеки, Майя и Инки), и оно прославилось своими филигранными работами из золота. Плот был отлит из золота ныне утраченным способом, в котором для литейных форм Муиска использовали воск и глину.

    Золотая скульптура выполнена из сплава чистого золота (более 80%) с самородным серебром и небольшим количеством медного сплава, и сделана с помощью давным-давно утерянного метода литья в воске. Изображает эта скульптура ритуальную церемонию назначения нового зипа (правителя) на озере Гуатавита. Правитель окружен другими вождями, украшенными перьями, подвесками, браслетами, коронами и серьгами.

    Люди держат в руках музыкальные инструменты, маски ягуаров и шаманские маракасы. Члены племени, расположенные по краям, как предполагают ученые, были гребцами. Изделия из золота использовались только для церемониальных и декоративных целей. Когда в обществе Муиска умирал предыдущий правитель, назначали нового (это, как правило, был родственник предыдущего правителя).

    На протяжении трехсот лет в озере искали это золото, но, хотя в середине 19 века его попытались осушить, оно не раскрыло свою тайну, и царство Эль Дорадо так и не было найдено. Возможно это связано с тем, что большинство горных озер имеют, как правило, соединение с подземными реками. Одно из таких озер было описано в романе Джека Лондона «Сердца четырех». Сложно предположить, что жрецы племени не знали бы о такой особенности водоема. И, наверняка, золотые жертвоприношения производились именно в таком месте, то есть золото, попав в воду, в буквальном смысле слова, исчезало с лица земли, оставив потомков конкистадоров «с носом».

    Технология изготовления украшений из золота

    Ремесло золотообработки зародилось в нижнем течении реки Каука на заре нашей эры и просуществовало до испанского нашествия в XVI веке. Тайрона, Сину, Муиска, Нариньо, Гуатавита славились своими мастерами.

    Месторождения были в частном владении вождей и подданных заставляли трудиться по оброку, а в шахтах в основном были заняты рабы. Чаще индейцы добывали рассыпное золото, рыхля палкой с заостренным обожженным концом гравий на дне и берегах рек.
    Конкистадор Нуньес де Бальбоа писал: «Они ждали, когда вода поднимется, а когда паводок схлынет, и реки станут вновь сухими, объявится золото, вымытое из берегов и принесенное с гор в крупных самородках…»; «в других местах ждали, пока высохнут растения на холмах и поджигали их. Тогда открывался доступ к наилучшим золотоносным жилам, где металл попадался в крупных самородках». О чудесах Эльдорадо свидетельствовал и Мартин Фернандес де Энсизо: «А в паводок они растягивают сеть поперек течения, и поднявшаяся вода несет самородки в куриное яйцо, что и застревает в ячеях».
    Руду дробили в каменных мельницах и извлекали золото. Его переплавляли, отделяя от примесей. В Буритика найдены небольшие плавильни, горны и тигли, а также весы и гирьки-разновески для взвешивания металла. После плавки на дне тигля оставался похожий на пуговицу диск диаметром чуть более сантиметра. Он назывался «техуэло».
    Индейские ювелиры тех времен работали в основном с золотом и медью, и очень редко с серебром и платиной. Златокузнецы ценили в металле ковкость, податливость, пластичность, прочность, как впрочем блеск и привлекательный вид. Часто использовали нигде больше не распространенный сплав золота и меди – тумбага. Иной раз изделия из него покрывали серебром, да еще и раскрашивали.
    В «Арчиво Хенераль де Индиас» описано, как делали эти краски: «растение, приготовленное чтобы придать цвет, давили на камне, помещали в горшочек, добавляли воды, молотой соли, перемешивали и нагревали несколько раз… таким образом, сок приобретал нужный цвет и силу».
    Золотили изделия из тумбага главным образом для предохранения от быстрого окисления. Испанские же завоеватели считали, что это делается с целью обмана – дань и награбленные изделия выглядели золотыми, а в действительности были медными: тумбага невысоко ценился конкистадорами.
    oroНекоторые изделия просто невероятно сложны по технике изготовления. Таковы, например, золотые пластины для погребальных одеяний из Сину. Чтобы придать этим изделиям размер и тонкость, ювелиры обрабатывали слиточки золота на цилиндрических наковальнях маленькими овальными молотками из метеоритного железа. Удар плоским молоточком на плоской поверхности излишне истончил бы пластину. Пластинка становилась хрупкой, и ее «отпускали» – раскаляли до красноты и погружали в холодную воду. Так постепенно пластинка приобретала нужную толщину. Только тогда на поверхность наносили контур рисунка. Каменным или костяным инструментом, положив пластину на мешочек с песком, металл выдавливали с обратной стороны. Лишь после этого изделие обрабатывали с лицевой стороны – углубляли продавленные линии и подчеркивали выпуклые детали рисунка. А пластинки нашивались на погребальный костюм сотнями…
    Полые предметы собирались из отдельных деталей с помощью золотых гвоздиков или кованого «шва» – золотые футляры в виде раковин, свирелей, воронок, покрывавших давно истлевшие предметы.

    Ювелирных дел мастера древней Америки прибегали также к технике «потерянного воска». Они делали болванку из глины и древесного угля и покрывали ее пчелиным воском, затем покрывали изделие еще одним слоем глины, не забывая оставить место для воронки. Потом фигурка из глины разогревалась, чтобы воск внутри растаял и освободил пространство для расплавленного металла.

    В горячую форму заливали сплав золота и меди, предварительно приготовленный на огне в жаропрочном сосуде из глины и угля. Сплав принимал форму изначального изделия из воска. Внешнюю оболочку из глины разбивали, и появлялась фигурка из металла, повторяющая форму воска.

    Золото потом полировали мелким песком, гладкими камешками и другими материалами. Аналогичную технику использовали мастера Древнего Китая при изготовлении бронзовых статуэток.

    oroКороны, носовые украшения, диадемы, серьги, шлемы, запястья, браслеты, панцири и другие изделия из золота постоянно упоминаются в хрониках времен испанского завоевания и колониального периода. Их описания совпадают с теми подлинными предметами, которые хранятся в Музее золота Банка Республики. В первые десятилетия XVI века, когда в эти районы Анд пришли испанцы, ювелирное искусство индейских племен переживало время расцвета.
    Археологические работы, проведенные в последние годы в зоне Сан-Агустина, позволяют утверждать, что этот важный вид деятельности восходит в Колумбии к VII веку до н.э.
    Хотя главные способы обработки золота и меди в основном были общими для всех центров ювелирного искусства, изделия из разных районов страны отличаются по своему стилю и применению определенной техники. Золотые изделия, происходящие из областей Калима, Кимбайя, Дарьен, Сину, Тайрона, Муиска, Толима и Нариньо считаются до настоящего времени наиболее типичными для различных районов, где процветало это ремесло.
    Платина, месторождения которой встречаются около стока рек в Тихий океан, требует высокой температуры плавления (1775°С). Это затрудняло ее применение. Однако индейцы научились смешивать ее с золотом в порошкообразном состоянии, после чего смесь подвергали нагреву.
    oroЗолото, расплавленное при помощи паяльной трубки, обволакивало частицы платины, сплавляя их с собой. Этот металл можно было подвергать горячей ковке.
    Наиболее часто применявшейся колумбийскими ювелирами техникой изготовления ювелирных предметов был томпак, сплав золота и меди в соотношении примерно 30 (золото) к 70 (медь). Этим индейцы достигали снижения точки плавления примерно до 200 градусов.
    Техника томпака также очень часто применялась племенами Араваков и Карибов на Антилах, в Райане и Венесуэле. Археологи Риве и Арсандо, полагая, что техника томпака распространилась от этих племен до района Амазонки, а на севере до границ Флориды, поместили центр зарождения этой техники в район Гайаны. Они считают, что термин «томпак» идентичен терминам «гуанин» Араваков и «каракольи» Карибов. Ныне все еще идут споры о путях распространения этого культурного элемента, хотя вышеупомянутые авторы указывают на то, что в Колумбии имеются свидетельства археологического, лингвистического и культурного характера, подтверждающие нашествия Карибов, которые могли принести с собой упомянутую технику.

    Культуры и народности

    Кимбайа

    Народ, давший имя этой культуре и проживавший в теплых районах долины реки Каука в I – X веках нашей эры, создавал произведения искусства с природными мотивами. Ступки для приготовления коки украшались растительными орнаментами, другие золотые изделия представляли собой портреты или фигуры застывших в разных позах людей, внутри которых были обнаружены обугленные кости. Своих мертвых они хоронили на больших кладбищах, жили в круглых хижинах из ветвей тростника без окон, возделывали землю и строили террасы на склонах гор, чтобы избежать схода лавин. Они искусно ткали из хлопка и растительных волокон. Кимбайа так и не смогли пережить захват их земли европейцами и исчезли в середине XVIII века.

    Муиски

    На момент прихода европейцев территория Муисков насчитывала 25 тысяч квадратных километров, а население превышало 600 тысяч человек. Проживая на высоте две тысячи семьсот метров над уровнем моря и в плодородной зоне, они возделывали кукурузу, картофель и другие корнеплоды. Их золотые фигурки – в форме людей, животных, групповых сценок из политической и повседневной жизни – помещались в центр ритуальных комплексов, храмов, пещер и священных озер, таких, как Эль Дорадо.

    Муиски смогли выжить в условиях завоевания и колонизации, и в центральных областях Колумбии, в департаментах Бояка и Кундинамарка, до сегодняшнего дня сохранились общины, чьи обитатели имеют все явственные признаки индейского происхождения. Множество слов и топонимов, таких, как Богота, например, имеют муискское происхождение.

    Тайрона

    Тайроны жили в Сьерре Неваде де Санта Марта на севере Колумбии. Своего наибольшего расцвета их культура достигла в 1000 году нашей эры, когда Тайроны основывали селения и города на каменных фундаментах — от наших глаз их ныне скрывает густая растительность. Их террасы, лестницы, система канализации, мосты, дороги и другие инженерные постройки удивляют до сих пор. Ювелирные изделия Тайронов разнообразны и богаты мотивами: украшения из золота, кораллов, камней и керамики представляют собой фигуры людей и животных, а также символические рисунки, с преобладанием птичьих силуэтов. Потомки Тайронов, индейцы Ихкас и Когис, живут в наши дни на вершинах Сьерра-Невады и сохраняют мудрые мифы предков об устройстве мира.

    Калима

    В первом тысячелетии нашей эры в долинах рек Калимы и Дагуа, впадающих в Тихий океан, склоны гор населяли оседлые земледельцы и искусные гончары. Они возделывали земли, строили террасы под жилые дома и рыли дренажные каналы. Калимы — авторы великолепных ювелирных украшений, они шили яркие наряды, подчеркивая власть тех избранных, кому они предназначались, – тех, кто уносил их потом с собой в могилу. Их золотые изделия — среди которых есть и булавки, и ступки для употребления священных листьев коки — изображали представителей разнообразной фауны и мифологических существ, полулюдей — полуживотных. Из всего наследия калимов остались только ювелирные изделия и керамика.

    Зену

    На северо-востоке Колумбии простираются огромные степи, которые в засушливое время года обезвожены и покрыты пылью, а в период дождей превращаются в бескрайние болота. Здесь, на протяжение двух тысяч лет жили племена Зену. Они построили шлюзы и каналы, чтобы укротить природу и возделывать землю в период дождей, а летом иметь запасы воды. Это был народ инженеров-гидравликов, земледельцев и гончаров, чьей жизнью управляли вожди-женщины. Зену были искуснейшими ювелирами и запечатлевали в своих изделиях окружавший их мир болот. На этих равнинах и сегодня сохранились обычаи древних Зену, их берегут нынешние жители, потомки трех культур – индейцев, испанцев и африканских рабов, ввезенных в эти края через сто лет после европейского завоевания.
    Не исключено, что информация об этих племенах и породила легенду об «амазонках» — воинственных племенах, которые целиком состоят только из женщин.

    Сан-Агустин и Тьеррадентро

    Сан Агустин и Тьеррадентро – это область, зажатая между тремя ответвлениями Кордильеры, где берут свое начало две самые главные реки Колумбии – Каука и Магдалена. Возвышающиеся здесь величественные статуи из вулканической породы — свидетели культуры, исчезнувшей за несколько веков до прихода испанцев. На площади более 500 квадратных километров эти оседлые землевладельцы оставили после себя террасы и курганы над монументальными захоронениями, которые охраняют большие каменные скульптуры. Эти могилы и статуи говорят о том, что высокопоставленные персоны, предававшиеся земле, уносили с собой украшения из керамики и золота в соответствии с правилами мифического мира, населенного сверхъестественными существами кровожадного вида и с непроницаемым выражением лица, как, например, у каменного человека-ягуара. Он являет собой шамана, религиозного лидера, который с помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхэ обретает способность превращаться в ягуара во имя поддержания равновесия сил в раздираемой противоречиями Вселенной.

    Эта территория стала Археологическим парком Сан-Агустин и вошла в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
    Культ «людей — ягуаров», один из наиболее мистических, в некоторых отдаленных уголках Южной Америки сохранился и поныне. Страх и уважение перед колдуном-ягуаром среди местных жителей огромны. Даже после смерти колдуна, его череп может быть использован в качестве культового предмета.
    Санагустинцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием. Как и все земледельческие народы Америки, они обожествляли силы природы. Особое значение придавалось Солнцу и Луне, увязанным с плодородием почвы и урожаем, с земледельческим календарем. Помимо каменных монументов и погребений в Сан-Агустине встречаются остатки круглых столбовых жилищ, террас, керамическая посуда, водопроводы, вырубленные в утесах. В могильниках были найдены ювелирные золотые украшения, а также предметы культа и быта, выполненные из этого драгоценного металла. Главные богатства индейцев были сосредоточены в «Святой горе», обнаруженной в начале XIX века известным археологом Кальдасом.

    Нариньо

    Эта зона занимает южное высокогорье Колумбии и простирается до северной части андского района Эквадора.
    Жители Нариньо сооружали очень глубокие могилы, где и было найдено большинство предметов из золота, серебра, керамики, дерева, кости, раковин и тканей.
    Среди золотых изделий наиболее часто встречаются нагрудные украшения, пластины для аппликаций на ткани, носовые украшения и серьги с геометрическими декоративными мотивами или стилизованными изображениями животных, особенно обезьян. Изделия выполнялись в технике литья или ковки, иногда применялось золочение; все вещи тщательно отполированы.
    В культуре Нариньо отчетливо проявляется влияние цивилизаций андской зоны Эквадора и Перу.

    Толима

    Племя Толима проживало в жарких долинах рек Салданья и Коэльо, протекающих по западной области Колумбии.
    Ее обитатели — оседлые земледельцы — торговали с соседними племенами, и в частности с Муисками.
    Обилие россыпного золота в речных долинах способствовало развитию ювелирного искусства. При изготовлении ювелирных изделий мастера применяли метод утраченной восковой модели и использовали золото высокой пробы. Обычно их изделия изображали стилизованных птиц и летучих мышей, а также схематические плоские и угловатые человеческие фигуры.

    Тумако-Ла-Толита

    Культура Тумако-Ла-Толита — доколумбовая культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э.

    Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности. Следует обратить внимание на ювелирные изделия из золота и томпака в виде красивых масок и антропоморфных фигур, отражающих иерархичность общества и сложность его церемоний. Эти изделия были обнаружены в погребальных холмах, в также которых находилась богатая утварь. Могильники неоднократно подвергались разграблению.

    Сокровищница Музея Золота в Боготе

    Museo-del-oroМузей золота (Museo del Oro) в Боготе — единственный в мире музей, в котором собраны уникальные произведения искусства доколумбовой эпохи, изготовленные руками индейских мастеров.

    Он находится в старинном районе столицы Ла-Канделярия. В стенах этого здания хранится около 55 тысяч уникальнейших произведений искусства из золота, серебра и бронзы, которые были изготовлены во времена доколумбовой эпохи.

    Экспозиция музея постоянно пополняется новыми найденными историческими артефактами.  С 1936 года национальный банк Республики Колумбия начал приобретать драгоценности, принадлежащие разграбленной древней цивилизации. Поначалу черные археологи и владельцы находок не доверяли государственному учреждению и приносили лишь малоценные вещи, но потом убедились, что банк платит хорошо: 10 песо за 1 грамм золота.

    Museo-del-oroБлагодаря усилиям государства были спасены многие произведения древнего ювелирного искусства, в числе которых нагрудные латы в форме сердца из области Калима, знаменитая золотая диадема Муисков и большая маска, которые положили начало коллекции Музея золота в Боготе.

    Никому не известно сколько еще сокровищ и свидетельств высокоразвитой культуры аборигенов Колумбии таят в себе ее таинственные земли. Поиски, раскопки и изыскания продолжаются по сей день.

    Попав в огромный зал главной сокровищницы музея, в котором представлено 12 тысяч золотых изделий, нельзя не восхититься сияющим великолепием уникальных древних изделий.

    Автор: www.colombia.su (при перепечатке ссылка обязательна) ©

     

    2+