Народные ремесла Колумбии

Хотя Колумбия относительно недавно, всего 200 лет назад, получила национальную независимость, она обладает уникальным историческим и культурным наследием доколумбовой эпохи. До прибытия сюда испанцев здесь существовали высокие культуры индейских племён – майя, инков, ацтеков и других, выраженные в многочисленных постройках и архитектурных памятниках, музейных археологических экспонатах, которые, в свою очередь, служат источником вдохновения современного искусства (в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях), продолжающего традиции древних мастеров и ищущего новые пути в своём развитии. Правительство Колумбии оказывает помощь в сохранении различных ремёсел самобытного народного творчества.

Так, например, в Национальном парке Эль-Чоко, известном во всём мире своим биоразнообразием, живет конгломерат различных наций: белых, индейцев, афроамериканцев, мулатов, метисов и сабо. В основном эти люди заняты народными ремёслами. Эти промыслы в Колумбии не облагаются налогами.
А в столице страны Боготе в 1995 году была создана школа искусств и ремесел Санто-Доминго (Artes у Oficios Santo-Domingo). Она обеспечивает неформальное образование в области народного промысла, чтобы помочь защитить культурное наследие, искусство и навыки старинных и современных ремесел. Учебное заведение предоставляет образовательные программы в четырех направлениях — обработка тканей, серебра, кожи и дерева. Деревообработка является доминирующим направлением обучения. Студенты также знакомятся с законами и административными аспектами бизнеса декоративно-прикладного искусства. Школа приглашает учителей, а также дизайнеров и мастеров из Европы (Португалия, Франция) и других стран мира, среди которых Мексика, Филиппины и пр.

История и современные ремесла

До конкистадоров территория Колумбии была заселена в основном индейскими племенами чибча-муисков, кимбайя и карибов, которые общались с индейцами, жившими на территориях современных Эквадора, Перу, Бразилии, Венесуэлы, что расширяло и обогащало их кругозор в производстве различных товаров. Одними из основных были изделия из камня, керамики, служившие предметами домашнего обихода и культа, применявшаяся в обрядах мифологическая скульптура, в которой важное место занимало изображение птиц, змей, животных, с которыми индейцы встречались в повседневной жизни.

Сувенирные маски, изготовленные индейцами Карибского бассейна.
В этих изделиях они оставили нам свои мысли, веру, cвое воззрение на окружающий мир. По мифологии они верили, что существует человек-кайман, человек-бык, человек-птица, на юге Колумбии часто встречается изображение человеко-бога Ягуара. Его образ до сих пор предстает перед зрителями на многочисленных карнавалах и представлениях.

Индейцы были искусными ремесленниками по ювелирной обработке золота, серебра, из которого изготавливали предметы культа, украшения. В столице Колумбии городе Богота находится Музей Золота, где собраны уникальные экспонаты из этих металлов, изготовленные индейцами.

В колониальный период, с XVI по XIX век, несмотря на то, что коренное население Южной Америки всячески стремилось сохранить свои ремёсла, обычаи и традиции, началось смешивание культур трех континентов — Америки, Европы и Африки, что породило множество новых самобытных течений и направлений в изобразительном искусстве, скульптуре, ювелирном, керамическом, текстильном и прочих народных ремёслах. Индейское влияние до сих пор наиболее заметно в современных произведениях народного творчества, тканях, музыке и танцах, хотя Колумбия очень богата фольклорными традициями, в которых смешались испанские, африканские и индейские корни.
Если проанализировать изделия народных ремёсел этой страны, то можно обратить внимание на то, что в них почти отсутствует «женская испанская» составляющая. Вся вышивка, вязание и шитье изобилуют больше индейскими и африканскими мотивами, нежели европейскими признаками. Очевидно это связано с тем, что выходцами из Европы, селившимися в Южной Америке, в основном были мужчины — моряки, исследователи, конкистадоры. Они отправлялись в Новый Свет за сокровищами, полагая, что вскоре вернутся на родину, но по разным причинам оставались на южноамериканском континенте до конца своей жизни, обзаводились новыми семьями, где женами становились индейские женщины. Они то и несли эстафету умения шить, вышивать и вязать в своем традиционном стиле.

Поэтому сегодня в Колумбии можно встретить огромное количество вязанных и плетеных оригинальных сумок с индейскими и африканскими орнаментами, поясов, браслетов, амулетов, ковриков, одежды, одеял, пончо и т.д. На этом фоне европейская составляющая значительно проигрывает индейским мотивам.

Современная этническая мозаика порождает большое разнообразие цветовых, художественных и технических решений в создании изделий, относящихся к одинаковым подгруппам. Так, например, яркие ткани индейцев Вайуу (деп. Гуахира) не перепутать с приглушенными тонами материалов народов Тайрона, Гуамбианос, или жителей долины Сибундой.

Ткани народа Вайуу (деп. Гуахира)

Ткани народов Гуамбианос и Тайрона (деп. Путумайо и Магдалена)

А индейцы Куна (деп. Антиокия, Кальдас) создают удивительные по своей красоте, гармонии красок и узоров гобелены Molas, схожие с панамскими панно. Эти изделия пользуются большой популярностью как среди жителей Колумбии, так и среди гостей страны.

Более одного миллиона человек в современной Колумбии зарабатывают себе на жизнь, трудясь в ремесленном секторе. Этот сегмент вносит значительный вклад в национальную экономику. Отрасль насчитывает около 350 тысяч ремесленников, около 60 % которых прибыли из сельской местности и районов компактного проживания индейцев; 65 % из них составляют женщины.
Изделия ремесленников имеют свои отличительные черты в зависимости от регионов их проживания. Так в Сан-Хасинто производят прочные красивые гамаки, пользующиеся в тропических странах повышенным спросом, в Картаго — прекрасную вышивку, Сьера-Невада славится мастерами, вяжущими сумки, ремни и рюкзаки, украшенные индейскими орнаментами, яркие своеобразные браслеты и амулеты вяжут и плетут ещё и в долине Сибундой, которая славится также своими непревзойдёнными мастерами резьбы по дереву.

Статуи и маски, создаваемые местными умельцами, отличаются большим разнообразием создаваемых скульптурных образов и яркими, живыми красками, применяемыми для их раскрашивания.

Индейцы департамента Нариньо разработали методику извлечения смолы mopa-mopa из дерева, которую они смешивают с растительными красителями и покрывают смесью поверхность деревянных изделий, создавая яркий дизайн. Тысячелетний метод, известный как Pasto Glazing, остается неизменным и сегодня, и в настоящее время используется в современной обработке деревянной посуды, ваз, шкатулок и других бытовых и культовых предметов.

Из африканской культуры в творчество современных колумбийских ремесленников пришло умение создавать украшения из природных материалов — семян, ракушек, древесных тыкв, кокосовых орехов и прочего.

Бусы, маракасы, вазы, изготовленные афроамериканцами отличаются оригинальностью, неповторимостью и природным изяществом. Преуспели в изготовлении подобных украшений и коренные жители Амазонии.

В департаментах Бойака, Антиокия и Магдалена распространено ремесло Тagua — умение обрабатывать орехи Колумбийской костяной пальмы (Colombian Ivory Palm).

Плоды этой пальмы по прочности и цвету ничем не отличаются от слоновой кости. Процесс обработки семян достаточно трудоемкий, но это того стоит, чтобы сохранить мировую популяцию слонов и китов.

Из орехов делают всевозможные украшения, бижутерию, скульптурки, шахматы, шашки, пуговицы и многое другое.

В местах продажи, у столиков с продукцией, изготовленной местными мастерами, всегда многолюдно.

Традиционное сомбреро Vueltiao является одним из самых известных и популярных символов Колумбии и производится преимущественно в этой стране — в департаментах Сукре, Кордоба и Сан-Андрес.

Этническая группа Сину (Zenú) передает свое ремесло плетения шляп, корзин и прочего из волокон листьев тростника Flecha из поколения в поколение. Подобной технике плетения уже более тысячи лет, современную же форму шляпа приняла около трехсот лет назад. Первоначально её плели только из белых волокон, потом стали вплетать волокна, окрашенные в черный цвет, создавая при этом всё новые орнаменты, придающие головным уборам элегантность и неповторимость.

Керамика по праву считается гордостью колумбийских ремесленников. В стране производится великое множество керамической посуды, ваз, светильников, декоративных изделий и многое другое. Только на одной фабрике de Sopo в департаменте Кундинамарка линии производят 500 видов изделий. Каждый созданный предмет вручную раскрашивается художниками и покрывается эмалью.

Оригинальная керамика народа La Chamba отличается цветовым решением изделий. Они окрашены в чёрный, или красный цвет. Подобную краску получают путём измельчения и растворения агата и речных камней.

Помимо керамики современные народные умельцы производят мебель ручной работы (особенно этим славится народ Paisa), материалы и предметы для обустройства дома, напольное покрытие, современную живопись, головоломки, игрушки (среди которых миниатюрные модели автобусов чивас), макраме, гобелены, корзины, кожаные изделия, современные серебряные украшения, подарочную посуду, декоративные изделия, куклы и марионетки, ювелирные изделия, украшения и статуэтки из кости, семян и др.

Кроме того, весьма интересны своеобразные сувениры «по-колумбийски» — символы древнейших племён тумако, нариньо и майя, а также различные ритуальные маски, народные музыкальные инструменты, вещички из глины. Ещё в стране производят качественные изделия из текстиля и ароматный колумбийский кофе.

Отдельным видом искусства и народного творчества в Колумбии можно считать ежегодно проводимый в городе Медельине (деп. Антиокия) фестиваль цветов Фиерия-де-Лас-Флорес. Кульминация праздника приходится на Дефиле-де-Сильетерос, когда тысячи местных жителей спускаются со склонов с цветами в руках, образуя настоящее движущееся море из цветных узоров, национальных костюмов и букетов. Каждое цветочное панно поистине представляет собой отдельное произведение искусства, являясь живописной картиной, где красками служат тысячи и тысячи всевозможных живых цветов разных оттенков. Авторами и исполнителями этих картин чаще всего бывают простые крестьяне, работающие на цветочных плантациях и фермах.

Любовь к буйству ярких тропических красок позволяет колумбийцам украшать росписью свои жилища и даже транспорт.

Так традиционные колумбийские автобусы chivas больше похожи на передвижную художественную выставку, нежели на средство транспортировки. Роспись таких автобусов служит ярким примером симбиоза трех культур — испанской, индейской и африканской. Здесь можно увидеть и уходящие корнями в Европу лубочные картины на библейские и другие темы, появившиеся в Колумбии в XVI-XIX веках, и яркие, насыщенные краски, свойственные индейской и африканской живописи, и самые разнообразные орнаменты, характерные также для всех трех культур.

Кроме работы с золотом, серебром и медью южноамериканские аборигены в доколумбовые времена не были сильны в обработке и использовании других металлов. Это умение на американские континенты привезли с собой европейцы и испанцы в частности. И сегодня можно увидеть ещё один яркий пример слияния двух различных культур. Кованные украшения изгородей, ворот, оконных решёток, дверей и прочего пестрят орнаментами, принадлежащими разным культурам, а также изображениями экзотических животных и мифических испанских и индейских персонажей. Так в Картахене и других городах можно «собрать» целую коллекцию забавных дверных колотушек, дверных ручек, держателей для замков и засовов, выполненных из литого и кованного чугуна и других металлов.

Народным ремесленникам Колумбии удивительным образом удается сохранить самобытность культуры каждого отдельного, порой очень немногочисленного народа своей страны, и вместе с тем сформировать новую, полную оригинальных решений и творческих находок культуру совсем ещё молодой в историческом смысле нации латиноамериканцев.

Сувениры из Колумбии

10+

Post Author: Zabava

Zabava

1 thought on “Народные ремесла Колумбии

Добавить комментарий

WordPress спам заблокировано CleanTalk.