Главная » Экономика

Экономика

ExploraciónКолумбия – развивающееся государство аграрно-индустриального типа. Основные факторы, характеризовавшие колумбийскую экономику в XIX-XX вв.: доминирование иностранного капитала, что вызвало диспропорции в структуре и размещении производительных сил, зависимость от внешнего и узость внутреннего рынка, консервация полуфеодальных отношений в сельском хозяйстве, транспортная разобщенность главных экономических районов. При всем при этом экономика Колумбии считается самой устойчивой на континенте.

Со времен испанского колониального господства Колумбия остается экспортирующей страной. Новая Гранада в экономическом плане была исключительно источником драгоценных камней и металлов. С достижением независимости в начале XIX в. Колумбия продолжала поставлять в Европу полезные ископаемые, но уже как республика, обладающая экономической свободой. В XIX в. колумбийцы хорошо освоили сельское хозяйство. В начале XX в. усилилась специализация сельскохозяйственных районов. Выделились плантации многолетних тропических культур (кофе, какао, бананы, сахарный тростник), животноводческие пастбища (крупный рогатый скот и овцы), животноводческие пастбища с подсобным земледелием (кукуруза, пшеница, бобовые), пригородные хозяйства (молочное животноводство, цветоводство и овощеводство). В XX в. в национальной экономике появились промышленные отрасли. Главные из них – добывающая и обрабатывающая. Третья по значению промышленная отрасль – пищевая. Развиваются черная и цветная металлургия, деревообрабатывающая, кожевенная, обувная, химическая промышленность, машиностроение. Большое развитие получила текстильная промышленность. Хорошо налажено производство изделий народных промыслов.
Сельское хозяйство в XIX-XX вв. было стержнем национальной экономики. Только в конце прошлого столетия пропорции изменились: на долю промышленности приходится 30% ВВП, а на долю сельскохозяйственных продуктов – не более 13%. 57% приносит сфера услуг (банковское дело, транспорт, связь и др.) <…>

Промышленная продукция

1. Нефть. Колумбийская нефть признана одной из лучших в мире, что подтверждают многие показатели: API – 43-46 ед., весьма низкое содержание серы, отсутствие висмута, других тяжелых металлов и механических примесей, легкость ее переработки в высококачественные бензины.
Первый нефтепровод был проложен в Колумбии в 1969 г. (раньше, чем в других андских странах). В середине 70-х гг. из-за истощения запасов нефти в бассейне р. Магдалена, основном нефтеносном бассейне страны, Колумбия превратилась из экспортера нефти и нефтепродуктов в их импортера. Обнаружение в начале 80-х богатых месторождений нефти в районе льянос и в степях к востоку от Боготы оживило колумбийское нефтепроизводство. В конце 80-х-90-е гг. с внедрением в нефтяную отрасль новейшего оборудования улучшилось качество продукции, снизились производственные затраты, сократилось потребление электроэнергии, уменьшились отходы от производства и потери рабочего времени, повысилась производительность труда. <…>

Колумбия встала в один ряд с признанными нефтяными лидерами Латинской Америки – Мексикой и Венесуэлой, — пишет российский журнал «Нефть в мире». – При этом, развив нефтяную инфраструктуру, страна не попала под тяжелое бремя долгов, а напротив, получила дополнительные финансовые выгоды, диверсифицировала национальный экспорт, который раньше узко специализировался на кофе, дала новый импульс к развитию экономики. <…>

3. Изумруды. В нашей стране добываются самые высококачественные изумруды. В коллекции Банка Республики хранятся пять исключительных кристаллов изумруда весом от 220 до 1796 карат. В Нью-Йоркском музее выставлена изумрудная чаша из Колумбии весом 632 карата. <…>

Изумруды обрабатываются в самой Колумбии. Экспорт жестко контролируется государством. Каждый камень регистрируется, и затем его путь за пределами страны тщательно отслеживается. В Колумбии работают Изумрудная биржа, Институт по оценке изумрудов и учебное заведение по подготовке кадров для обработки изумрудов.

4. Текстиль. <…> В нашей стране функционируют десять тысяч текстильных фабрик, выпускающих женскую и мужскую верхнюю одежду, спортивную одежду, белье, детскую одежду, одежду для младенцев самого высокого качества. В этом секторе заняты 45 тыс. человек постоянно и 135 тыс. – на временной основе. На текстильную продукцию приходится 9% промышленного производства страны. Колумбийский текстиль закупают США, Венесуэла, Эквадор, Мексика, Коста-Рика, страны Европейского Союза. <…>

Сельскохозяйственная продукция

1. Кофе. <…> Культивированием «зеленого золота» занимаются 566 тыс. семей. Кофе – экономический двигатель многих районов Колумбии. Еще в 1927 г. для защиты интересов производителей кофе, содействия выходу на мировые рынки и осуществления хозяйственной и социальной политики в кофепроизводящих районах была создана Национальная федерация производителей кофе (FEDECAFE). Ее приоритетная задача – контроль качества производимого и экспортируемого кофе. FEDECAFE выполняет функции предпринимательской организации, государственного института и промышленной корпорации.

Бренд «Cafe de Colombia» давно завоевал международную славу. Благодаря профессиональным дегустаторам поддерживается несравненный вкус и аромат, обеспечившие кофе из Колумбии исключительный престиж. В нашей стране выпускается множество марок кофе. Все они используют только зерна арабики. <…>

3. Цветы. <…> Цветочным бизнесом занимается около 450 фирм. В процессе производства и экспорта цветов постоянно заняты 75 тыс. человек и около 50 тыс. человек привлекаются на временную работу. Поэтому в муниципалитетах, специализирующихся на выращивании цветов, самый низкий уровень безработицы. В этих районах цветоводство выступает как фактор, сдерживающий миграцию рабочей силы из деревень в крупные города. Разведение цветов предназначено на экспорт и только 5% — для внутреннего потребления. По объемам поставок первое место занимают гвоздики, за ними следуют розы, помплоны, мини-гвоздики, хризантемы, орхидеи. <…>

4. Фрукты. Более двух веков в Колумбии возделываются бананы. Первая коммерческая банановая плантация была заложена в районе Санта-Марта в 1844 г. С середины XX в. широко культивируются и другие фрукты. Один из лидирующих производителей и поставщиков свежих фруктов и овощей из Колумбии и других латиноамериканских стран – американская «Dole Food Company Inc». По экспорту бананов Колумбия занимает второе место в мире. В нашей стране выгодно покупать фрукты, т.к. их перевозят минуя Панамский канал, а это дешевле. Интересы колумбийских предпринимателей, занимающихся выращиванием и торговлей фруктами, представляет Национальная федерация производителей овощей и фруктов. <…>

Сфера услуг

1. Банковское дело. Банковская система в нашей стране прекрасно организована. С 40-х гг. XX в. Колумбия следует консервативному курсу в финансово-бюджетных и денежно-кредитных вопросах, что позволило ей избежать галопирующей инфляции, с которой периодически сталкивались многие латиноамериканские государства. На протяжении последних 35 лет инфляция держится в пределах 20-30%. Довольно прочное положение занимает национальная валюта – колумбийский песо (код – COP). <…>

В Колумбии принята т.н. трехуровневая система банков. К первому уровню относятся коммерческие и ипотечные банки, финансовые корпорации, сбербанки, банки жилищного строительства, финансово-коммерческие компании, ведущие работу со счетами юридических и физических лиц, обеспечивающие сбережение накоплений, выполняющие долгосрочное и краткосрочное кредитование, реализующие систему платежей, выполняющие ипотечные, гарантийные функции. Самые крупные из них – Bancolombia, и Bane Wotch Rating 1+, имеющие высший международный рейтинг соответственно по долгосрочным и краткосрочным инвестициям… Единственный банк третьего уровня – Банк Республики. Конституция 1991 г. установила независимость Банка Республики от исполнительной власти, сохранив за президентом лишь наблюдательные и контрольные функции. Центральный банк страны осуществляет контроль в области денежно-кредитной политики, в т.ч. выделяет кредиты комбанкам и другим финансовым организациям на повышение их ликвидности, управляет резервами, регистрирует иностранные инвестиции.

2. Транспорт. Транспортная система в Колумбии развивалась медленно. Виной тому – горный рельеф страны. Несколько столетий города и населенные пункты оставались изолированными друг от друга. В середине XX в. государство всерьез взялось за преодоление такой вызывающей разобщенности. Огромные средства были вложены в постройку железных и шоссейных дорог. Это помогло установлению прочных торговых связей между регионами.

Более 70% грузов в пределах страны перевозятся автомобильным транспортом, 15% — трубопроводным транспортом, 6% — речным, 5% — морским, 3% — железнодорожным, 1% — авиационным. <…>

3. Связь. В сфере телекоммуникаций Колумбия занимает лидирующие позиции в латиноамериканском регионе. Внутреннюю связь поддерживают общенациональная система связи, один искусственный спутник Земли и 11 наземных ретрансляторов, международную – два искусственных спутника Земли. На каждые 100 жителей приходится 25 телефонных линий, при их общем числе более семи миллионов. 70% АТС – цифровые и только 25% — аналоговые. Среднегодовой рост мобильных телекоммуникаций приблизился к 400%. На международном уровне используется подводный оптико-волоконный кабель. В нашей стране 413 АМ-станций, 217 FM-станций и 28 коротковолновых станций (эти данные включают только лицензированные станции). Колумбийцы, даже живущие в отдаленных районах, имеют доступ к 40 общенациональным телевизионным каналам.

 

(фрагмент книги «Колумбия – неизведанная сокровищница»)
Автор: Мигель Паласио ©

Москва, 5 сентября 2006 г.


Полезные ссылки перед поездкой

Если вы готовитесь в путешествие в Колумбию или в какую-то другую страну, следующие сервисы будут полезны. Все они уже не раз были опробованы нами и с успехом доказали свою надёжность.


1+